Методы диагностики познавательной сферы (умственного развития)

Для диагностики умственного развития и оценки предметной успеваемости используются тесты интел­лекта и учебных достижений. Тест интеллекта — группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) чело­века и его отдельных когнитивных процессов, таких какпамять, внимание, воображение, речь, восприятие.

Выделяются две главные функции этих групп те­стов в системе образования: а)  обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития; б)  оценка качества самого образования, т.е. выявле­ние того, насколько та или иная образовательная; система обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

В системе диагностики умственного развития учащихся широкое распространение получили тесты Д.Векслера и Дж.Равена. Шкалы интеллекта Д.Векслера включают три ре­дакции: для взрослых, для детей (от 6,5 до 16,5 лет) школьного возраста и для дошкольников. В 1939 году . была опубликована первая форма шкал Дэвида Вексле-ра, известная как шкала интеллекта Векслера-Беллевью. Тест включал две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Он предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной  отсталостью. В 1955 году была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS), в которую вошло 11 субтестов. По форме проведения тест индивидуальный. Дет­ский вариант теста включает 12 субтестов: 1. «Осведомленность». 2. «Понятливость». 3.     «Арифме-тический» субтест. 4. «Сходство». 5. «Словарный» субтест 6.   «Повторение цифр». 7.  «Недостающие детали». 8. «Последовательные картинки». 9.     «Кубики Косса». 10.   «Складывание фигур». 11.   «Кодирование». 12.   «Лабиринты».

Тест  Дж. Равена, или «Прогрессивные матрицы Равена» - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Тест состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Испытуемый выбирает недостающий элемент среди 6 — 8 предло­женных. Задания сгруппированы в пять серий (А, В, С, Д, Е), каждая из которых включает 12 однотипных мат­риц, расположенных в порядке возрастающей трудно­сти. Тест не ограничен во времени и может проводить­ся как индивидуально, так и в группе.При выполнении теста испытуемый должен про­анализировать структуру образца, понять характер связей между элементами и выбрать отсутствующую часть путем сравнения с предлагаемыми на выбор ответами. Для успешного выполнения заданий от об­следуемого требуется умение концентрировать внима­ние, умение мысленно оперировать образами в про­странстве, хорошо развитая перцепция, логическое мышление (своеобразная «визуальная логика»).

Для диагностики умственного развития учащихся 3-6 классов словацким психологом Дж.Вандрй разра­ботан Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), выявляет насколько испытуемый к моменту обследования овладел предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия — все это характеризует ypoвень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса.

ГИТ содержит 7 субтестов: исполнение инструкций, арифметические задачи, дополнение предложений, определение сходства и различия понятий, числовые ряды, аналогии, символы.

Для диагностики умственного развития учащихся 7- 9 классов коллективом К.М.Гуревича разработан Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР). В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению, в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и ее но-научного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-пол кого и научно-культурного содержания. Тест состоит из 6 субтестов: 1 и 2 - на общую осведомленность, 3 - на установление аналогий, 4 - классификацию, 5 - на обобщение и 6 — на установление закономерностей в числовых рядах.

От традиционных тестов ШТУР отличают ряд особенностей:   особое содержание, которое представлено в заданиях (не житейские, а школьные  понятия,  обязательные для усвоения);  иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов (отказ от статистической нормы и использование в качестве критерия оценки индивидуальных результатов степени приближения к социально-психологическому нормативу);     коррекционная направленность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.

Для диагностики умственного развития старшеклассников (8-10 классы) может быть использовать Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Тест предназначен для измерения ypoвня  интеллектуального развития лиц в возрасте от 61 года.  В тест были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Тест состоит из девяти субтестов (общее число заданий 180), каждый из которых направлен на изме­рение различных функций интеллекта: осведомлен­ность, классификация, аналогии, обобщения, арифметические задачи, числовые ряды и пр.

Р.Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о струк­туре интеллекта испытуемых (по успешности выпол­нения каждого субтеста). Кроме того, по результатам тес­тирования можно выделить приоритетное развитие гуманитарных (по результатам выполнения первых четырех субтестов), математических или технических способно­стей, что может быть использовано в проведении проф-ориентационной работы.

Для диагностики умственного развития выпускникников средней школы и абитуриентов разработан специальный тест умственного развития — АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). Тест создан на тех же теоретических принципах нормативной диагностики, что и ШТУР.  Тест включает 8 субтестов: 1. Осведомленность. Ц 2. Двойные аналогии. 3. Лабильность. 4. Классификации. 5. Обобщение. 6. Логические схемы. 7. Числовые I ряды. 8. Геометрические фигуры. Общее время проведения теста - около полутора часов.  Все задания теста составлены на материале школьных программ и учебников и предназначены для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления. Предполагается, что на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения выпускников в учеб­ных заведениях разного профиля. Наряду с особеннос­тями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест «лабильность»), что является пока­зателем выраженности свойств нервной системы («ла­бильности—инертности»).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!