Методы диагностики памяти

Память имеет многие характеристики, различаясь по наличию или отсутствию установки на запоминание - не­произвольная и произвольная, по времени сохранения - кратковременная и долговременная, по характеру запоми­наемого материала - вербально-логическая, образная и эмо­циональная, по способу запоминания - механическая и смыс­ловая. Одним из самых важных показателей памяти, по ко­торому достаточно уверенно определяют, хорошая она или плохая, является объем кратковременной памяти. Опишем несколько методик, применяемых в работе с детьми для оценки объема кратковременной памяти.

Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковре­менной образной памяти. Стимульный материал состоит из двух таблиц с разными графическими изображениями. Сначала экспериментатор предъявляет испытуемому пер­вую таблицу с 9 фигурами и просит его запомнить эти фигу­ры. Время экспозиции первой таблицы 10 с. Затем испытуе­мому немедленно предъявляют вторую таблицу, где виден­ные им 9 фигур разбросаны среди других (общее число фигур в этой таблице - 25). Испытуемый должен показать те фигу­ры, которые он видел на первой таблице. Обработка резуль­татов состоит в подсчете числа правильно и неправильно уз­нанных фигур. Узнавание оценивается по коэффициенту уз­навания. Оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковре­менной памяти.

Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р. Лурией, выявляет объем кратковременной памяти. Материа­лом для запоминания являются слова. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь меж­ду собой связи. Предлагается использовать следующие сло­ва: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Экспериментатор медленно читает слова, произнося их четко. Фиксируется количество правильно воспроизведен­ных слов. Возрастные нормы для этой методики не приводятся, од­нако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 + 2 единицы информации. Методику «Заучивание 10 слов» С. Я. Рубинштейн предла­гает использовать также для характеристики процесса за­поминания.

Одни и те же слова зачитываются 5 раз, и соответствен­но столько же раз испытуемый должен повторить их.  У здоровых детей с каждым вопроизведением растет чис­ло правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов,  могут появляться «лишние» слова. Если ребенок сразу воспроизвел 8-9 слов, а потом с  каждым разом это число снижается (кривая запоминания  не возрастает, а снижается), значит он отличается повышенной утомляемостью.

Методика «Запоминание двух рядов слов» используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого. Для исследования должны быть подготовлены два ряда:  слов. В первом ряду между словами существуют смысловые  связи, во втором ряду они отсутствуют.

Испытуемому дают установку на запоминание и зачи­тывают 10-15 пар слов первого ряда. Интервал между пара­ми — 5 с. После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 с, а ребенок воспроизводит слова правой половины ряда. Аналогично проводится обследова­ние с помощью второго ряда слов.

Обработка результатов состоит в подсчете количества правильно воспроизведенных слов и ошибочных воспро­изведений (отдельно для каждого из двух рядов слов).

Коэффициент смысловой памяти подсчитывается так: количество запомнившихся слов первого ряда делится на общее количество слов этого ряда. Точно так же коэффи­циент механической памяти подсчитывается путем деле­ния количества запомнившихся слов второго ряда на об­щее количество слов в этом ряду. Сопоставление коэффи­циентов смысловой и механической памяти позволяет оп­ределить, владеет ли ребенок приемами смысловой обра­ботки запоминаемого материала и в какой степени.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!