Методы диагностики мотивационной сферы

При диагностике потребностно-мотивационной сферы можно воспользоваться:

1) интервью, анкетами с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего Вы поступили подоб­ным образом?» и т.п. Можно также применить перечни потреб­ностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуе­мый должен сделать выбор более или менее соответствующих его потребностям, мотивам, интересам, ценностным ориентациям. Подобные методы позволяют в основном судить лишь о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях. Это обусловлено тем, что ситуации, как правило, носят гипотетический характер; ряд потребностно-мотивационных тен­денций не осознаются человеком, т.е. для этого требуется реа­лизация специальной деятельности, высокий уровень развития личности. Ответы на вопросы анкеты, кроме того, сильно под­вержены намеренным (фальсификация) им ненамеренным ис­кажениям;

2) личностными опросниками, позволяющими реконструи­ровать потребности и мотивы обследуемого по данным само­оценок поведения (Q-данные), которые напрямую не соотно­сятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эм­пирически с ними связаны. Как и в случае анкетирования и интервью, возникают проблемы с фактором социальной жела­тельности и защитной мотивации;

3)  экспертными оценками на основе перечисленных выше индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или оп­росников (L-данные);

4) проективными тестами и репертуарными методиками, которые основаны на принципе психологической проекции (Т-данные).

Полная диагностика требует, как известно, привлечения трех типов данных: Q- (самооценочные анкеты), Т- (объективные тесты) и Х-данные (например, экспертные оценки). Примеры подобных методик даны в приложениях.

Опросники мотивов — это подгруппа личностных опросни­ков, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что на­правлена активность индивида. В таких опросниках мотивы рас­сматриваются как причины выбора направленности поведения.'

Можно указать несколько наиболее популярных опросников мотивов:

  1. Список личностных предпочтений А.Эдвардса (EPPS) измеряет силу потребностей по классификации Г.Мюррея. В EPPS сила каждой потребности выражена относительно силы других потребностей индивида. К непосредственным потребностям Г.Мюррей относил по­требности в достижении, уважении, порядке, проявлении себя, автономии, содействии, внутреннем анализе, помощи, лидер­стве, унижении, заботе, изменении-, терпении, индивиде друго­го пола, агрессивности.
  2. Форма по изучению личности Д.Джексона (PRF) ориентирована на диагностику 20 свойств личности, из которых 12 имеют те же названия, что и шкалы свойств EPPS. Добавленные свойства (потребности) обозначены как осмот­рительность, импульсивность, игра, социальное одобрение, понимание, когнитивная структура, защищенность.
  3. Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чув­ствительности к отвержению А.Мехрабиана оценивает две обобщенные мотивационные тенденции, входя­щие в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию и страх перед отвержением (чувствительность к отвержению).
  4. Опросник для измерения результирующей мотивации дос­тижения (RAM) АМехрабиана построен на теории мотива­ции достижений Дж. Аткинсона. Тест диагностирует результи­рующую тенденцию мотивации достижения. Имеются мужской (форма А) и женский (форма Б) варианты теста.
  5. Опросник потребности в достижении (ПД) предложен Ю.М.Орловым (1978) для измерения выраженности потребно­сти достижения. Потребность в достижении — это тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха/неудачи в деятельности, неудовлетворенности достигнутым, настойчивости в дос­тижении своих целей, уверенности в себе.

Наиболее популярным для исследования и диагностики по­требностно-мотивац. сферы личности являются такие классические проектные тесты, как тематической апперцепции тест Г.Мюррея, тест фрустрации С.Розенцвейга тест Л.Сонди, тест цветовых выборов М. Люшера и т.п.

Репертуарные методики диагностики потребностей и моти­вов - это подгруппа репертуарных методик, ориентированных на диагностику потребностно-мотивац. сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность инди­вида. В таких методиках в качестве объектов могут быть люди, у которых доминируют различные потребности и мотивы, пе­речисленные выше, а в качестве критериев - порождаемые конструкты или выбираемые из заданного списка, личност­ные качества, соответствующие исследуемым потребностям и мотивам.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!