Методы диагностики эмоциональной сферы и регуляторной активности

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).

  1. Физиологические методики выявления эмоциональных состояний. Методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ и кожно-гальванической реак­ции. Достоинство указанного метода в том, что регистрируемые параметры практически не подвержены сознательному контролю со стороны об­следуемого, благодаря чему получаемые данные весьма достоверны. Кроме того, сама процедура регистрации позволяет непосредственно в ходе опыта применять ЭВМ. Использование математических процедур многократно усиливает возможности этого метода.

В данном эксперименте испытуемый должен угадывать момент появления инфор­мативных стимулов после появления предупредительного сигнала. Неправильное угадывание наказывается ударом электрического тока, что создает для испытуемого ситуацию эмоциональной напряженности. Сила элекрического воздействия (в данном случае — подкрепления) и вероятность появления стимула переменны. Регулируя ве­роятность появления стимула, мы изменяем для испытуемого степень прагматиче­ской неопределенности. Изменяя величину электрокожного воздействия на испыту­емого, мы регулируем уровень его эмоциональной напряженности. Параллельно про­цедуре угадывания испытуемым момента появления информативного стимула у него производят регистрацию показателей вегетативных проявлений эмоций, а именно частоту пульса и степень выраженности кожно-гальванической реакции.

  1. Психологические методики изучения эмоциональных состояний. Методика «Шкала дифференциальных эмоций». Шкала дифференциальных эмоций (ШД Э) — инструмент самоотчета, созданный для оценки выражения индивидом фундаментальных эмоций или комплексов эмоций. Она представляет собой список общеупотребительных определений, которые в то же время стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные категории эмоций. С помощью этой шкалы можно оцени­вать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор шкал для оценки эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта»). Эта модификация шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. Модифицированная методика Т. Дембо «Размещение себя на шкале» Используется в психопатологической практике в целях выявления самооценки ис­пытуемого, представления человека о том, насколько он счастлив. Процедура ориги­нального эксперимента такова. Экспериментатор показывает испытуемому лист бума­ги с начерченной на нем вертикальной линией и просит представить, будто на этой линии расположилось все человечество: вверху — самые здоровые, внизу — самые больные. Задача больного — отметить крестиком свое место на этой импровизиро­ванной шкале. После того как он это сделает, проводится еще одна линия и предлага­ется аналогичная задача, с той лишь разницей, что оценка идет не по шкале здоровья, а по шкале ума (вверху — самые умные, внизу — самые глупые). Процедура, таким образом, позволяет выявить самооценку по ряду параметров. Вся длина линии (100 мм) принимается за 100% и высчитывается расположение крестика от нуля. Особенностями модифицированной методики Т. Дембо являются глобальность оценки и предельная открытость целей эксперимента перед испытуемыми и судьями. Недостатком методики является возможная неискренность испытуемого, возможное отсутствие у него рефлексивного опыта, наличие симпатий или антипатий между судьями и испытуемым, различия субъективных шкал у судей.
  2. Методики выявлении я доминирующих эмоциональных стояний: Четырехмодальностный эмоциональный вопросник Л. А. Рабинович. Эта методика представляет из себя вопросник, включающий 46 вопросов, на которые испытуемые могут дать четыре варианта ответов: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно, нет». За первый ответ испытуемый получал 4 балла, за второй — 3 балла, за третий — 1 балл и за четвертый — 0 баллов. К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относятся по 12 вопросов — 2 вопроса являются одно­временно прямыми для одной модальности (радости или печали) и обратными для другой.

Процедура анкетирования и вычисления индивидуальных оценок по каждой из мо­дальностей такова. Перед анкетированием каждому испытуемому вручается письмен­ная инструкция, вопросник и бланк для ответов, имеющий 4 графы, соответствующие 4 вариантам ответов. Согласно инструкции, испытуемые должны заносить номера вопросов в те графы бланка ответов, которые им наиболее подходят. Ответы испыту­емых оцениваются экспериментатором по четырехбалльной системе. Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции, а настроение, оптимизм или пессимизм, агрессивность и другие характеристики личности, что, соб­ственно, было предопределено целью создания этого вопросника: выявить устойчи­вые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому данную методику в значи­тельной мере можно рассматривать не как выявление в чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали), а как склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к позитивному или негативному эмоциональному фону.

  1. Методики изучения эмоциональных отношений (чувств). Для этого используются опросники «Удовлетворенность своей жизнью», «Довольный ли Вы собой?», « Любите ли вы себя?».
  2. Методики изучения эмоциональных свойств личности: методика «Определение эмоциональности» В.В. Суворовой, позволяет судить об эмоциональности по интегральному показателю, методика диагностики эмоциональности В.М. Русалова. Автор выделяет три вида проявления эмоциональности: психомторную, коммуникативную и интеллектуальную. Соответственно этому в методике имеются три шкалы. Методика оценки эмоциональной устойчивости через продуктивность и качество кратковременного запоминания О. В. Государевой. Проводятся две серии опытов. В первой серии испытуемые получают положитель­ное эмоциональное воздействие (просмотр и ранжирование фотографий с изображениями людей, испытывающих положительные эмоции), во второй — отрицатель­ные (просмотр и ранжирование фотографий с изображениями людей, испытываю­щих отрицательные эмоции). В начале каждой серии испытуемым предлагается для запоминания три группы по 15 слов в каждой. В группу входят 10 «нейтральных» слов и 5 «эмоциональных». Эмоциональность слов определяется предварительной ранжировкой списка слов «экспертами», которые в самом эксперименте участия не принимают.
  3. Методики изучения эмоциональных типов: определение тревожности Ч. Спилберга, тест школьной тревожности Филипса, методика изучения застенчивости Ф.Зимбардо и др.
  4. Методики изучения эмоциональной экспрессии. Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л. Е. Богиной в лаборатории А. Е. Ольшанниковой и пред­ставляет собой вопросник из 48 предложений. Первоначально она предназначалась и для выявления склонности к проявлению эмоций той или иной модальности, но затем эта идея была отброшена, так как получавшиеся результаты не совпадали с другими методиками. За этим тестом осталась задача выявлять предпочитаемые средства (каналы) выражения тех или иных эмоций, а также интегральные характеристи­ки: интенсивность экспрессии, двигательная активность при эмоциональных пережи­ваниях и нарушения речи и поведения при эмоциональных переживаниях.

Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, речевые ошибки («сбой» речи), интонационная выразительность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путем комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности, о кото­рых говорилось выше: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушения речи и поведения под влиянием эмоций.

Недостатком методики является неодинаковое количество вопросов, относящих­ся к названным трем факторам, что затрудняет их сравнение. Ряд вопросов в методике характеризует экспрессивность, не дифференцированную по каналам. В связи с этим не ясна роль этих вопросов как самостоятельного критерия оценки эмоциональной экспрессивности, в какой связи эта экспрессивность находится с каналами экспрессии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!