Методы детской психологии

В зависимости от понимания предмета науки существуют и разные методы его изучения; разные взгляды на предмет науки порождают разные стратегии исследования.

1  этап развития психологии (Древняя Греция, Рим) - душа. Стратегия исследования определяется теми целями и задачами, которые стоят перед наукой на данной этапе. На первом этапе развития психологии основной задачей является накопление фактов и решению этой задачи соответствует стратегия наблюдения (В Прейер «Душа ребенка»).

2  этап. Предмет исследования - сознание. Основной метод - интроспекция. Задача данного этапа - изучение того или иного явления. Для этого соответствует стратегия «констатирующего эксперимента» (позволяет констатировать особенности развития детей). Но   данный   вид   эксперимента   не   дает   возможности   выявить,   что   происходит   за воспринимаемой картиной; не подводит к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

3  этап. Предмет науки - поведение. Методы: наблюдение, эксперимент, тест, беседа. Задачей выступает потребность узнать и увидеть причины психического развития. Этому  способствует  стратегия   «формирующего  эксперимента»,   суть  которого:   исследование формирования психических процессов психики ребенка.            Л.С.Выготский    вводит    экспериментально-генетический    метод    (развивающий эксперимент),  который позволяет выявить особенности развития высших психических функций.

В рамках последней стратегии существует несколько направлений:

  1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, согласно которой развитие высших психических функций связано с употреблением речи, символов и знаков — без этого нет индивиудального развития.
  2. Концепция деятельности    А.НЛеонтьева.    Всякая    деятельность    выступает    как сознательное действие, затем  как  операция  и после  становится  функцией  самого организма. Развитие происходит от деятельности к функции.
  3. Теория формирования  умственных  действий. Формирование  психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, через речевую форму переходя в умственный план.

Контрольный эксперимент позволяет выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

Метод — это путь познания, способ исследования, посредством которого познается предмет науки. В науке существуют следующие методы изучения психики ребенка: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности);  методы обработки данных (количественные, качественные)

В детской психологии выделяют: основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (дополнительные) методы: беседа, тест, анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение. Виды (сплошное; выборочное; включенное; скрытое; одноразовое; длительное). Цель использования -  точное  и систематическое описание   в   течение более или менее длительного времени особенностей поведения, деятельности    ребенка,    которые  выполняются в естественных условия

Достоинства: исследование ребенка в естественных условиях; получение предварительных фактов. Недостататки: трудоемкость; ожидание возникновения интересующих явлений; невоспроизводимость ряда явлений.

Эксперимент. Виды: констатирующий; формирующий; контрольный; естественный; лабораторный.

Цель: целенаправленный       вызов       и исследований            интересующих явлений психики.

Достоинства: исследователь сам может создавать и видоизменять условия исследования; - можно проводить с большим количеством испытуемых

Недостатки: высокая психологическая образованность исследователя;  искажение картины поведения ребенка или отказ от деятельности при необычных лабораторных условиях.

Тест. Виды: экспресс; срезовый. Цель: краткий экспериментальный метод для            выявления уровня психического развития. Достоинства: краткость; стандартизированность; большое количество испытуемых. Недостатки: не учитывается психологический анализ ответов испытуемых;  недостаточная объективность ответов

Беседа. Цель: четкая формулировка вопросов для уточнения  каких-либо особенностей поведения ребенка. Достоинства: общение ребенка со взрослым; необычные факты, получаемые в результате беседы с малышом. Недостатки:  использование только с 4-х лет; неумение ребенка выразить в словах свои мысли и переживания; последовательность и четкость формулировки вопросов с целью избежания подсказки.

Анализ результатов детской деятельности.  Виды: рисунки; поделки; словотворчество. Цель: исследование эмоционального состояния ребенка, особенностей восприятия и характера отношений с окружающими. Достоинства: достоверность данных. Недостатки: высокая квалификация исследователя и большой опыт работы с материалом; неизбежный субъективизм исследователя при анализе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!