Методология и методы социальной политики

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Методология социальной политики как науки — культура научной мысли. В обществе, разделенном на классы, не существует и не может существовать единого (общего для всех классов) обществоведения. Идеологическое (мировоззренческое) многообразие порождает и культивирует многообразие обществознания. Каждая классовая идеология питает развитие классовой науки о социальной политике со своей методологией. Поэтому в науке о социальной политике имеет место и теоретическое, и методологическое многообразие. Благодаря и посредством многообразия наука о социально-политических взаимоотношениях способна не вещать абстрактные банальные «истины», а предметно (целенаправленно) обслуживать практические взаимодействия классов и социальных групп не только с разными, но нередко с прямо противоположными интересами и целями. Бесспорно, в науке о социальной политике имеется и нечто надклассовое, нечто общее для всех классов наук. Но не это общее определяет методологию. Суть методологии в том, как ведется исследование, как его результаты доводятся до практики. Эти специальные вопросы ставятся и решаются в ходе теоретических постановок и разработок и слитно с ними. При поверхностных представлениях о социальной политике ее научное изучение ограничивается отдельными содержательными характеристиками, а зачастую лишь конкретно-явленческими формами.

Методы социальной политики — способы познания, исследования общественной жизни. При изучении социальной политики, социального развития используют общие научные методы и конкретные, специальные, которые обусловлены исследованиями конкретной науки, учебной дисциплины. К общенаучным отнесены методы, используемые практически всеми науками. Например, исторический, сравнительный, системный, структурный, функциональный и др. Перечисленные выше методы наиболее часто применяются различными науками. Методы — основа конкретной науки. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке, является ее методологией. Исторический метод позволяет проанализировать этапы развития конкретного явления, например, развитие социальной жизни в северных регионах на протяжении нескольких десятилетий, столетий, а также на этапах конкретных исторических периодов (дореволюционной России — советского времени, перехода российского общества к рыночным отношениям). Метод сравнительного анализа выявляет сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одной сфере, отрасли с целью установления общих и специфических для них характеристик, тенденций, показателей. Выделив северные регионы в одну группу, найдя много общего для них (геополитические, природно-климатические, ресурсные, экономические демографические общие условия), используя метод сравнительного анализа, можно определить и существенную дифференциацию между северными регионами, т.е. выделить особенности их развития. Особенности их развития будут влиять на обоснование приоритетов в социальном развитии северных регионов. Метод системного анализа рассматривает явление, процесс как систему, которая имеет набор элементов, и отношения, взаимосвязь между ними, причем развивается это явление как целое. Так, регион включен в общую федеральную систему социальных отношений, однако он имеет свою в определенной мере замкнутую социальную систему, развивающуюся в соответствии с региональными социально-экономическими, демографическими, социокультурными условиями. Метод структурного анализа предполагает изучение отдельных структурных компонентов системы. Например, социальный комплекс северного региона состоит в том числе и из конкретных социальных отраслей: здравоохранение, образование, культура, социальная защита и т.д. Использование метода структурного анализа обеспечивает анализ социальных отраслей как отдельных структур социального комплекса региона. Метод функционального анализа применяется при изучении зависимости между элементами, в нашем случае — взаимозависимость социальных отраслей, их взаимообусловленность, поэтому при определении социальной политики в регионе необходимо учитывать уровень развития всех социальных отраслей, при выделении приоритетов социального развития северного региона. Существуют и другие методы исследования социального развития. Важное значение для обоснования социальной политики имеет система критериев и показателей. Основными параметрами социального развития региона стали: общие статистические показатели, расчетные статистические показатели, социальные нормативы и ориентиры, социальные показатели (индикаторы), социальные оценки.

Объективные статистические показатели характеризуют фактическое состояние социальной сферы, социального комплекса региона, уровень его развития. Расчетные статистические данные формируются на основе сводных данных и имеют практическую значимость, так как конкретизируют общие статистические показатели и позволяют определять более точно объективные характеристики состояния социальной сферы, уровень развития социального комплекса региона. Они же дают представление о тенденциях такого развития: прогрессивных или регрессивных. Социальный норматив — научно обоснованная количественная и качественная характеристика оптимального состояния исследуемого социального процесса, полученная на основе учета объективных тенденций социального развития, возможностей общества и государства. Социальные оценки — отношение населения к явлениям и процессам, происходящим в их повседневной жизни. Среди субъективных индикаторов следует выделить оценки, характеризующие условия жизнедеятельности жителя региона, его удовлетворенность или неудовлетворенность функционированием, состоянием социальной жизни региона, отношение к мероприятиям, направленным на его развитие.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!