Методология финансового планирования

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Финансовое планирование построено на методологических ос­новах. Методология финансового планирования - это научно-обосно­ванная система, включающая совокупность общих принципов фи­нансового планирования и методов разработки финансовых планов. К основным принципам финансового планирования относят:

1) научность. Она отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки фи­нансовых планов. На этой основе возможно неуклонное по­вышение качества финансовых планов и их роли в эффек­тивном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их воздействия в конкретных си­туациях ведет к появлению целого ряда новых схем и моделей финансового планирования, учитывающих специфику фи­нансов различных отраслей экономики и даже отдельных хо­зяйствующих субъектов;

2) целевую направленность. Это один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо прежде всего четко сформулировать миссию ор­ганизации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меня­ется на каждом этапе жизненного цикла организации;

3) системный характер планирования. Он состоит в том, что фи­нансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюдже­ты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), направленных на достижение стратегической цели орга­низации;

4) координацию, которая заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозави­симы;

5) непрерывность и гибкость процесса финансового планирова­ния, являющуюся важнейшей предпосылкой эффективного управления финансами и предполагающую систематическую работу по составлению и корректировке всех взаимосвязан­ных планов организации;

6) соответствие источников финансирования целям их привле­чения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привле­кать долгосрочные источники финансирования, а для покуп­ки дополнительных оборотных средств - краткосрочные;

7) обеспечение ликвидности и финансовой устойчивости организа­ции при финансовом планировании ее деятельности. Реали­зация этого принципа должна обеспечить превышение суммы оборотных средств организации над его краткосрочной за­долженностью.

К методам финансового планирования относятся: экономиче­ский анализ, нормативный, балансовый, дисконтирование денеж­ных потоков, многовариантность, экономико-математическое моде­лирование, пропорциональная зависимость и др.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимост­ных показателей, раскрыть внутренние резервы организации.

Сущность нормативного метода заключается в том, что на осно­ве заранее установленных норм и технико-экономических нормати­вов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финан­совых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчис­лений и др. Современные методы калькулирования затрат, такие, как стандарт-кост и маржинал-костинг, основаны на использова­нии внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения бу­дущей потребности в финансовых средствах основывается на про­гнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод дисконтированных денежных потоков носит универсаль­ный характер при составлении финансовых планов и служит инст­рументом для прогнозирования размеров и сроков поступления не­обходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных пото­ков основывается на ожидаемых поступлениях средств на опреде­ленную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот ме­тод дает более объемную информацию, чем балансовый метод.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке аль­тернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться раз­личные.

Так, например, в одном варианте могут быть заложены продол­жающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом - рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста привлечения ресурсов и снижения рыноч­ных цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Один из современных методов составления финансовых планов, пришедший к нам из западной практики, - метод пропорциональ­ной зависимости показателей. Он используется при составлении ос­новных документов финансового плана (баланс, отчет о прибылях и убытках). Сущность этого метода состоит в том, что отдельные ста­тьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках увеличи­ваются пропорционально изменению выручки от реализации про­дукции. Алгоритм проведения расчетов этим методом следующий:

1) определяется базовый показатель, являющийся наиболее важным для характеристики деятельности организации. На практике чаще всего используется выручка от реализации. Однако им может быть и себестоимость реализованной про­дукции;

2) анализируются экономические показатели отчетного периода и выявляется процентная зависимость между базовым и про­изводными показателями (статьи активов, обязательств и за­трат);

3) составляется прогнозный вариант отчета о прибылях и убыт­ках, в котором рассчитывается нераспределенная прибыль, являющаяся одним из исходных показателей для планового баланса;

4) прогнозируется баланс организации, в котором прежде всего определяются ожидаемые значения активов. Пассив баланса составляется методом увязки балансовых показателей на ос­нове выявленной дополнительной потребности в источниках финансирования с учетом возможных ограничений по струк­туре капитала и стоимости различных источников;

5) формируется второй вариант финансовых планов с учетом привлечения новых кредитов и займов, и, как следствие, воз­никают дополнительные затраты по выплате процентов (эф­фект обратной финансовой связи).

В случае если второй вариант не позволяет уравновесить баланс, следует провести еще несколько итераций, на каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.

Главное достоинство этого метода - простота и ясность расче­тов. В современной российской практике есть множество завуали­рованных факторов, которые нельзя не учитывать. Они подлежат отдельному анализу на основе иной методики.

Основные недостатки планирования методом процента от продаж:

1) идеальное предположение, что фирма постоянно работает на полную мощность и все связанные ресурсы сбалансированы, а для роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения;

2) при наличии у фирмы недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что может привести к серьезным искажениям в конечных пара­метрах всего финансового плана.

Однако, несмотря на эти недостатки, данный метод популярен в банковской практике при прогнозировании финансового положе­ния клиентов. Он устраивает банковских пользователей не только потому, что прост, но и потому, что для использования других ме­тодов финансового планирования они не располагают достаточной информацией.

Процесс финансового планирования в организации осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели предыдущего периода, для чего используются основные финансо­вые документы организаций: бухгалтерский баланс, отчеты о при­былях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельно­сти организации, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что отчетные и плановые финан­совые формы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой. При этом как в западной, так и отечественной практике компании используют для анализа, как правило, внутренний ба­ланс, включающий наиболее достоверную информацию для внут­рифирменного пользования. А внешний баланс обычно составляет­ся для публикации и по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные раз­меры прибыли.

Второй этап предусматривает составление основных про­гнозных документов, таких, как прогноз баланса, отчет о прибылях и убытках, движение денежных средств (движение наличности), которые относятся к стратегическим финансовым планам и включая ются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана организации.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретиза­ция показателей прогнозных финансовых документов путем состав­ления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное фи­нансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

В корпорациях США широкое распространение получила мо­дель финансового планирования (LONGER), построенная американскими финансистами Майерсом и Погом. Эта модель линейного про­граммирования создана специально для финансового планирования. Ее цель - максимизация чистой приведенной стоимости компа­нии. Она позволяет оптимизировать управленческие решения и рассчитать наиболее приемлемый для организации финансовый план с учетом заданных допущений и ограничений. Преимущества модели LONGER состоят в том, что:

1) она построена на теоретических концепциях корпоративных финансов, а не на бухгалтерской отчетности;

2) основывается на отлаженном механизме функционирования рынка капиталов;

3) строится в соответствии с концепцией Модильяни - Миллера о выгодности деятельности организации за счет кредитных источников.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!