Методика обобщения, анализа социологической информации

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Другим важным этапом в социологическом исследовании являет­ся обработка, обобщение и интерпретация полученных данных, а также получение эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций. Сущность этапа обработки и анализа данных состоит в том, чтобы суметь рассмотреть за вопросами анкет конкретные социаль­ные явления и процессы.

Обработка социологических данных направлена на то, чтобы в последующем количественного представить ин­формации о степени проявления свойств изучаемых объектов путем выделения существенных признаков и их последующего оценивания или измерения. Многообразие приемов и способов, используемых для достижения этой цели, может быть сведено к следующим основным процедурам: классификации, шкалированию и оцениванию.

Классификация в социологии - это процедура подготовки и об­работки данных, которая направлена на выяснение связей и закономер­ностей исследуемых объектов. Конкретной формой классификации, широко используемой в социологических исследованиях, является группировка. Группировка разделяет совокупность объектов или данных на группы таким образом, что различая внутри группы зна­чительно меньше, чем между группами.

Шкалирование - процедура социологического исследования, направленная на упорядочение исследуемых объектов по степени проявления их определенных признаков, представляемых в измеряе­мом виде с помощью количественных величин.

Оценивание является основной и чаще всего встречающейся про­цедурой экспертизы.  Оно заключается в количественном  выражении предпочтений эксперта  при  определении  степени проявления того или иного признака исследуемого  объекта.  Процедура  оценивания выступает в следующих основных формах:

- ранжирование (балльные оценки или последовательное сравне­ние);

- парное сравнение;

- множественное сравнение.

Основой ранжирования является упорядочение объектов с прис­воением каждому члену ряда определенного ранга, обозначаемого порядковым числом. Если объект занимает пятое место в ряду, его ранг равен 5. Нумерация в обратном порядке дает балльную оценку.

При разработке ранговых шкал относительное положение призна­ка определяется при помощи мнений экспертов. В избранном масштабе эксперт отмечает точку, соответствующую месту оцениваемого объек­та. Следует отметить, что простота процедуры является основанием широкого применения ранжирования в качестве составной части многих приемов шкалирова­ния.

При использовании балльных оценок наиболее предпочтительному объекту присваивается максимальная оценка Н, а последующим объек­там оценки на величину, кратную б - шагу шкалы оценок, например:

Н, Н - б, Н - 2б, Н - 3б, Н - 4б ....и т.д.

Процедура парного сравнения заключается в том, что эксперт оценивает все возможные пары объектов и устанавливает предпочте­ние одного объекта другому. При этом сравнении все m объектов. Результаты сравнения заносятся в таблицу чаще всего по трехбалль­ной шкале (1 - предпочтение, О,5 - равенство, О - отсутствие предпочтения). Общее число парных сравнений равно в общем случае m * (m-1) и быстро возрастает с ростом числа объектов (для 3 объ­ектов - 6, для десяти - 9О и т.д.). Это ограничивает применение процедуры парного сравнения для большого числа объектов.

Процедура парного сравнения является частным случаем проце­дуры множественного сравнения, при которой эксперту предлагается из n объектов выбрать k, где (k < n).

Выбор того или иного набора конкретных приемов и процедур - это важная часть социологического исследования, и этот выбор всегда принадлежит исследователю, организатору, эксперту.

Основными этапами подготовки социологичес­ких документов к обработке выступают проверка на точность и надежность заполнения, кодировка вопросов, закрытие "открытых" вопросов. Обобщение результатов исследования включает в себя три этапа: проверку достоверности полученной информации; группировку инфор­мации; отображение результатов исследования (описательный, графический и иллюстративный).

Вслед за обобщением полученных данных, которые после руч­ной, либо машинной обработки, представленных в виде цифровых данных, следует их объяснение и анализ.

Применение тех или иных методов анализа обуславливается способами получения первичной информации. Например, если социо­лог получает часть информации из документальных источников, то он использует такие методы анализа: неформализованный (традици­онный) и формализованный (контент-анализ).

Первый метод (неформализованный) основан на восприятии, ос­мыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный метод документальных источ­ников основан на выявлении некоторых количественных характерис­тик и рассчитан на извлечение социальной информации из больших текстовых массивов.

При анализе же данных, полученных методом опроса, применяют методы ранжирования,  корреляции и др.

Различные признаки, характеризующие социальные системы, находятся в определенной зависимости друг от друга и от условий внешней среды. Зависимость между переменными случайными признаками «Х» и «У», при которой каждому значению одного из них соответствует не какое-то  конкретное значение, а определенная групповая средняя величина значений признака, называется корреляционной зависимостью или корреляцией.

По форме корреляционные связи подразделяются на прямолинейные (линейные) и криволинейные (нелинейные).

Итог анализа и интерпретации социологических данных приобретает форму доку­мента: отчет по итогам исследования, приложение к отчету, анали­тическая справка и т.д. Они содержат информацию, выводы и рекомендации.

Изучение структуры научного отчета предполагает раскрытие содержания её глав и разделов. Следует иметь в виду, что общее число разделов в отчете, как правило, со­ответствует количеству гипотез, требующих подтверждения или оп­ровержения. Каждая глава и раздел заканчиваются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных.

На основе отчета составляется аналитическая справка, в ко­торой каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций.

Приложение к отчету содержит все методологические и методи­ческие документы (программу, план, инструментарий, инструкции и т.д.), а также те социологические данные (таблицы, графики, ин­дивидуальные мнения), которые не вошли в отчет.

Как правило, любое конкретное социологическое исследование заканчивается практическим внедрением результатов. Во внедрении итогов поисковой работы состоит сам смысл организации и проведе­ния социологических исследований. Существуют различные формы и методы внедрения результатов социологических исследований:

а) ознакомление с результатами заинтересованных лиц;

б) публикация  результатов исследования;

в) составление методик;

г) проведение семинаров, конференций;

д) применение в организации учебного процесса.

Каждая форма имеет свою специфику, особен­ности и возможности.

За последние десятилетия произошел существенный скачок в техническом обеспечении процесса организации и проведении социологических исследований. Массовое распространение персональных компьютеров и компьютерных программ позволяет социологам самостоятельно и эффективно выполнять самые сложные работы. В ближайшем будущем следует ожидать роста усилий, связанных с поиском получения надежных данных, особенно трендовых, а также создания сетей интервьюеров, позволяющих проводить социологические исследования в мониторинговом режиме. Хочется верить, что получат распространение качественные методы анализа, компьютерный контент-анализ, компьютером ассистируемое интервью. Преимущественная ориентация социологов на изучение субъективной информации скорее всего будет преодолена усилием внимания к объективной информации – социальной статистике, анализу документов и т.д. Вкупе с анкетными опросами получат распространение так называемые гибкие методы: углубленные интервью, беседы и т.п.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!