Место и роль социального страхования в социальной политике

Страхование социальное — институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособ­ности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением.

Перед другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или фирменными (корпоративными) системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами:

— трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение страховых взносов) персонально вовлекаются в процесс резервирования страховых накоплений;

— создаются специализированные (а потому и высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно профилактикой, медицинским обслу­живанием и денежными выплатами, которые обеспечиваются одной и той же орга­низацией (социальная защита «под одной крышей), что дает максимум удобства для страхуемых;

— гарантируются («материализуются») конституционные права граждан, делаю­щих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвеча­ющего за выплату пособий. Выплаты гарантируются выделением (резервирования) определенных ресурсов и их распределения в течение длительного периода в соот­ветствии со страховыми (актуарными) расчетами.

Существуют две формы С.с: обязательное (по закону для субъектов страхова­ния — государственное) и добровольное. Типичные виды С.с. — пенсионное, меди­цинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей. По объ­ему финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг С.с. служит базовым институтом социальной защиты. Так, на долю существующих видов С.с. в развитых странах приходится, как правило, 60—70% всех затрат на цели со­циальной защиты и 15—25% ВВП. В России на долю государственных внебюджет­ных социальных фондов приходится около 50% затрат на цели социальной защиты и 8% ВВП.

Определяющие характеристики социально-правовых отношений системы С.с: принцип замещения заработной платы в пропорциях, позволяющих сохранить имеющийся (достигнутый) жизненный уровень застрахованного (и его семьи), обеспечить лечение и реабилитацию в случаях болезни и утраты трудоспособности. Приемлемыми уровнями социальных гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев по рекомендации Международной организации труда (Конвенция № 102 (1950 г.) считаются 40-50% возможного замещения заработной платы. Исходя из такого подхода, размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими заработка­ми и страховыми взносами, что обусловливает их законодательное регулирование на основе страхового периода у конкретного застрахованного без всякой проверки нуждаемости. Это отличает С.с. от других институтов социальной защиты (соци­альной помощи и личного страхования).

Финансовый источник С.с: обязательные страховые взносы работодателей и работников, организованные на принципах лич­ной самоответственности, солидарной взаимопомощи и субсидиарности. (оптималь­ной поддержки).

По своей экономической природе страховые взносы в системе С.с. считаются резервируемой на случай наступления страхового события частью зара­ботной платы (в специальных фондах вне предприятий), которая состоит из отчис­лений работников (с их текущей заработной платы) и средств работодателя, предна­значенных на оплату рабочей силы (дополнительных к текущей заработной плате). Оптимальной пропорцией распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками считается паритетная ее раскладка. Это повышает их мотивацию к «за­рабатыванию» прав на коллективно-персонифицированную страховую защиту, по­зволяет гармонизировать отношения между социальными субъектами.

Методологи­ческим инструментарием служит категория «социальный риск» и связанные с ней вероятностные методы расчета наступления материальной необе­спеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода (по объектив­ным социально значимым причинам и требуемым объемам компенсации расходов на лечение и реабилитацию застрахованных). В связи с объективным и массовым ха­рактером социального риска С.с. предусматривает охват страхованием практически всего трудозанятого населения.

Наступление страхового события для отдельного застрахованного предполагает две типичные ситуации.

Событие является неопределенным — страхование от несчастных случаев на про­изводстве, по безработице, медицинское страхование. Если страховое событие про­исходит, то застрахованное лицо получает право на страховую выплату, при этом общая сумма для отдельных застрахованных может значительно (многократно) пре­вышать уплаченную (им и за него его работодателем) сумму страховых взносов. Если страховое событие не происходит на протяжении страхового периода, то права за­страхованных на уплаченные в его пользу суммы страховых взносов теряются. Таким образом, те, кто не реализовал своих страховых прав (из-за отсутствия страхового события), оказывают солидарную поддержку тем застрахованным, для которых стра­ховое событие наступило. В этом проявляется функция перераспределения доходов между застрахованными.

Наступление страхового события непременно произойдет (пенсионное страхо­вание), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного пе­риода, например до общеустановленного законом возраста выхода на пенсию. И те из них, которые проживут больше среднестатистического периода, получат боль­ший объем страховых выплат (пенсий). Эквивалентность страховых взносов и вы­плат поддерживается как в первом, так и втором случае в целом по страховой орга­низации, но для отдельных застрахованных она не выдерживается (да и не может выдерживаться).

С.с. выполняет три функции: воспроизводственную, солидарного перераспре­деления и социальной зашиты. Формирование принципиально новой для нашей страны системы С.с. происходит на законодательной основе. Приняты новые законы: «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний» (1998 г.), «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции» (2001 г.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!