Местные органы власти и управления в 1918 — 1920 гг.

22 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ликвидация старых и формирование новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по терри­тории страны. Так, за время с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных го­родах.

II Всероссийский съезд Советов утвердил принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд объя­вил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства на местах. Декрет ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднил все сословия, сословное деление граждан, все сословные организации и учреждения. Власть на местах переходила к Советам.

Сложнее обстояло дело с органами земского и городского самоуп­равления, которые руководили жизненно важными для населения го­родским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специа­листов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому Советс­кое государство подошло к земским и городским органам самоуправле­ния избирательно. Распустив наиболее контрреволюционные органы ме­стного самоуправления, Советы использовали остальных для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров, пока не создали свой аппарат. Этот процесс завершился к августу 1918 г.

Власть на местах переходила к областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов были их исполни­тельные комитеты.

При Советах создавались советы народного хозяйства «как мест­ные учреждения по организации и регулированию производства», ко­торые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. На основании декрета Совнар­кома от 8 апреля 1918 г. «Об учреждении военных комиссариатов» в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались «все воору­женные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии». Милиция также находилась в ведении местных Советов.

Широкое местное правотворчество приводило к разнообразию структуры аппарата местных Советов, они порой копировали централь­ный аппарат (так, во многих губерниях и даже уездах и волостях созда-вались свои Советы народных комиссаров, порой с наркоматом по ино­странным делам). В целях унификации местных органов власти НКВД обратился 24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацкихдепутатов и разослал инструкции «О правах и обязанностях Советов». В ней отмечалось, что Советы самостоятель­ны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответ­ствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.

На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслужи­вания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-вос­питательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на кото­рый они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю те­кущую работу по управлению.

Местные Советы могли производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, аре­стовывать, распускать общественные организации, призывавшие к ак­тивному противодействию или свержению Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государствен­ном финансировании.

Первоначально работа Советов строилась на многопартийной ос­нове, хотя наибольшее представительство по числу депутатов в мест­ных Советах имела партия большевиков. Так, по данным съездов гу­бернских Советов, в 19 губерниях в первой половине 1918 г. большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров, - около 25%. Но с середины 1918 г. был взят курс на установление партийной монополии. После подавления эсеровского мятежа в июле 1918 г. эсеры и меньшевики были объявлены контрре­волюционными партиями и перестали участвовать в выборах. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены эсеры (правые и центрис­ты) и меньшевики. Всем Советам было предложено «удалить предста­вителей этих фракций из своей среды». К концу 1918 г. большевиза­ция Советов была завершена.

Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыг­рали волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учреж­денные в мае 1918 г. Комбеды распределяли хлеб, предметы первой необходимости и сельскохозяйственные орудия, оказывали содействие местным органам в изъятии продовольственных излишков, снабжали деревенскую бедноту хлебом.

Комбеды создавали сельскохозяйственные коммуны, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. Их организацией занимались губернские и уездные исполкомы.

Военно-революционные комитеты создавались при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Их основной за­дачей было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи Советскому правительству, ликвидация учреждений Временного пра­вительства и обеспечение революционного порядка. ВРК вели борьбу с различными антисоветскими организациями. Но занимались они по­рой и хозяйственными делами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!