Местное управление в Московском государстве

10 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

По мере роста централизации изменилась административная струк­тура государства. Уделы (княжества, земли) упраздняются, а вся тер­ритория делится на уезды и волости во главе с представителями цент­ральной власти. Но полного единообразия и четкости в администра­тивно-территориальном делении не было. Наряду с уездами кое-где сохранялись еще земли. Существовали также разряды (военные окру­га) и губы (судебные округа).

Управление на местах осуществляли наместники в уездах и волос­тели в волостях. Они управляли всей территорией уездов или волос­тей, за исключением боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли иммунитетные права. В своих владениях они были не толь­ко землевладельцами, но и администраторами, и судьями.

Местное управление строилось по системе «кормления», при ко­торой местное население обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым. За счет местного населения обеспечивалась вся мест­ная администрация.

Кормленщики, будучи «пожалованы» должностью, кормились сбо­рами с местного населения (в городе с прилегающими к нему землями и в волости). В документах (грамотах на кормление) определялись виды и размеры корма. Он состоял из единовременного подношения (въез­жего корма) и периодических натуральных или денежных поборов (2- 3 раза в год, на Рождество, Пасху и Петров день). В него входили также торговые, судебные и брачные пошлины («конское пятно», «пола-вочное», «поворотное» идр.). За превышение размера корма грамоты грозили наказанием («быти в казни»), но на практике кормленщики часто злоупотребляли своим правом.

Наместники и волостели ведали «судом и данью», т.е. сбором по­датей и пошлин в государственную казну, чинили суд и расправу, вы­полняли полицейские функции, распоряжались военными силами, сна­ряжали войско и т.п. При них действовал особый штат помощников: тиунов, доводчиков, праведчиков, недельщиков, пошлинников, пятен-щиков и пр., число которых определялось той же грамотой. Въезд их в защищенные тарханами вотчины и поместья светских феодалов, в цер­ковные и монастырские вотчины был запрещен. В своей деятельности наместники и волостели опирались на помощь органов местного само­управления: сотских, старост, собиравших для них корм. Грамоты и су­дебники предписывали им и их тиунам «без соцких и без добрых людей не судити суд».

Судебник 1497 г. различает наместничество с «боярским судом» и «без боярского суда» (ст. 18, 20, 40, 42, 43), следовательно, происхо­дит дифференциация наместников. Причем кормленщики с боярским судом в соответствии с Судебником находились под контролем, так как дворскому, старосте и «лучшим людям» предписывалось присутство­вать на суде у наместника (ст. 38).

К XVI в. система кормлений стала себя изживать, так как была не способна в должной мере обеспечить подавление сопротивления кре­стьянства и городского люда. От этого страдали мелкие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Дворянство не устраивало, что кормление обо­гащало бояр и обеспечивало боярству большой политический вес. Так как должности наместников и волостелей занимали бояре, которые часто допускали самоуправство, система кормлений перестала удов­летворять и центральную власть.

Города в данный период не имели самоуправления и находились под княжеским управлением. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их пре­жними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяя на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов как экономических центров, так и по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в сво­их руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие кня­зья управляли городами, не выделяя их из прочих земель. Наместники и волостели, руководя уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находившимися на подвластной им территории.

Позже появились некоторые специальные органы городского уп­равления. В середине XV в. возникает должность городчика - свое­образного военного коменданта города. Он обязан был следить за со­стоянием городских укреплений, за выполнением местным населени­ем повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики исполь­зовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчика занимали местные землевладельцы, преимуще­ственно дворяне и дети боярские.

Городчики, поначалу бывшие незначительными фигурами в госу­дарственном управлении, уже к концу столетия стали играть серьез­ную роль. На первых порах временно, а затем и постоянно за ними зак­реплялись широкие полномочия в земельной, финансовой и других от­раслях управления, причем не только в пределах города, но и прилега­ющего уезда. Изменилось и название этих должностных лиц. Их начи­нают именовать городовыми приказчиками. Ведая вопросами военно-хозяйственного и хозяйственного порядка, городовые приказчики под­чинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда несколько таких приказчиков. В их лице дворяне и дети боярс­кие получили свой орган местного управления, а великий князь - на­дежных проводников политики централизации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!