Меры административного принуждения, применяемые полицией

22 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Меры административного предупреждения – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно–предупредительные меры носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

 Данные меры применяются в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан:

Закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов или прекращение (ограничение) движения производится в связи с авариями, ремонтом дорог, работами по прокладке водопровода, газовой сети, электрических и телефонных кабелей и т. п. При проведении демонстрации шествий, митингов, спортивных соревнований и др. сотрудники полиции запрещают гражданам, не участвующим в мероприятии, проход (проезд) далее установленных границ, времени прекращают или ограничивают движение транспорта и пешеходов. В связи с тем, что введение тех или иных ограничении затрудняет свободу передвижения и создает определенные трудности и неудобства, работники полиции обязаны предусмотреть возможность пропуска граждан, проживающих или работающие в районе (зоне) проведения массового мероприятия. Прекращение или ограничение движения отменяется сразу же по миновании в нем надобности.

Весьма важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т. п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения – действенное средство обеспечения лично и имущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники полиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов не допускают в район пожара посторонних лиц.

Технический надзор за автотранспортными и иными транспортными средствами заключается в плановом и внеплановом осмотре транспортных средств с целью недопущения к эксплуатации технически не исправного транспорта. Технический осмотр может производиться как по месту нахождения ГИБДД, так и в соответствующем автопарке, автохозяйстве и других транспортных организациях. Выявленные в результате технического осмотра автотранспортные средства и иные транспортные средства, конструкцияили техническое состояние которых не отвечает предъявляемым требованиям,не допускаются к эксплуатации.

досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров воздушных судов. Личный досмотр и досмотр вещей и товаров производится в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рас смотрения административных дел.

Досмотр производится в случаях:

а) когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;

б) при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;

в) когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;

г) когда имеются показания технических средств контроля;

д) когда досмотр прямо предусмотрен законодательством Российской Феде рации. Например, ст. 12 Федерального Конституционного Закона РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» предписывает в исключительных случаях в качестве мер временного ограничения производить личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия доку ментов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др. На предприятиях, определенных перечнем Правительства РФ, порядок досмотра регулируется ведомственными инструкциями, согласованными с МВД РФ и Прокуратурой РФ. Содержание личного досмотра составляют действия по внешнему осмотру лиц работниками, осуществляющими пропускной режим, а также их вещей с помощью стационарных контрольных установок.

Досмотру должно предшествовать предложение уполномоченных работников лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, или в иных, предусмотренных законом случаях предъявить документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, подтверждающие личность задержанного.

Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены. При производстве личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и здоровье досматриваемого, его личное достоинство, сохранность сведении, компрометирующих досматриваемого, полученных при производстве досмотра.

Данное требование определяется положением ст. 2, 21, 23 КонституцииРФ,в которых подчеркнуто, что достоинство, честь и доброе имя личности охраняются государством, а их защита является обязанностью всех государственных органов и должностных лиц.

Досмотр вещей, товаров и других предметов производится уполномоченным лицом в присутствии двух понятых и, как правило, собственника данных вещей и предметов. При этом должна быть обеспечена сохранность досматриваемых вещей и предметов, их товарного внешнего вида.

Широкими полномочиями по осуществлению личного досмотра, досмотра вещей и товаров обладают сотрудники полиции. Так, сотрудники ГИБДД МВДРФ имеют право производить личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, досмотр транспортных средств при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии оснований полагать, что он перевозится незаконно. Сотрудники транспортной полиции производят досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости и личный досмотр пассажиров; сотрудники полиции вневедомственной охраны могут производить личный досмотр, досмотр вещей, товаров, транспортных средств на охраняемых ими предприятиях, в учреждениях и организациях.

В отдельных случаях досмотр вещей, ручной клади, багажа и других предметов может быть осуществлен в отсутствие собственника (владельца). Уполномоченное лицо в присутствии двух понятых может подвергнуть досмотру вещи и другие предметы в тех случаях, когда;

а) истек срок их хранения в автоматических камерах хранения;

б) установить собственника данных вещей или предметов не удалось;

в) имеются сведения о наличии в них взрывных устройств;

г) это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации. О досмотре вещей и других предметов в отсутствие собственника (владельца) составляется специальный протокол, который подписывается уполномоченным лицом и двумя понятыми. При этом должны быть обеспечены сохранность вещей иих комплектность;

проверка документов. Проверка документов сотрудниками полиции осуществляется в целях подтверждения (установления) личности данного конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения.

Достаточные основания подозревать граждан или должностных лиц в совершении преступления или административного правонарушения могут быть сформулированы применительно к основаниям доставления в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлении, установленным Уставом патрульно–постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД Рос сии от 29 января 2008 г. № 80:

а) когда лицо застигнуто в момент совершения преступления или административного правонарушения или непосредственно послеего совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на конкретное лицо как на совершившее преступление или административное правонарушение;

в) при обнаружении признаков преступления или административного правонарушения в виде следов на подозреваемом, его одежде, вещах, в его жилище, транспортном средстве и т. д.

Сотрудником полиции могут быть обнаружены и иныепризнаки, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления инк административного правонарушения, например, при соответствующие–показанияхтехнических средств контроля скорости движения транспортных средств, при наличии сходства того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником, при попытке лица, внезапно увидевшего сотрудника полиции, скрыться бегством и т. п.

Следует также иметь в виду, что российское законодательство не со держит исчерпывающего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина. В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17июля 1995 г. № 713 документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

паспорт;

свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14–летнего возраста;

заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

удостоверение личности – для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

Документами, удостоверяющими личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством также являются: дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка), временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, удостоверение личности государственного служащего (сотрудника прокуратуры, таможенных, налоговых органов, налоговой полиции, судьи и т. д.);

аннулирование разрешения на право хранения оружия у определенных категорий граждан. Аннулирование лицензий на торговлю оружием и патронами, их коллекционирование, экспонирование и приобретение, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение производится органами внутренних дел, выдавшими указанные документы, либо вышестоящими органами внутренних дел.

При аннулировании лицензии или разрешения начальником органа внутренних дел выносится заключение, в котором указываются обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения, a также сведения о владельце лицензии или разрешения и указанном в нихоружии (патронах).

Аннулирование лицензий и разрешений осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об оружии» в следующих случаях:

1) добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия;

3) возникновения предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

4) конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменения баллистических других технических характеристик указанного оружия и патронов к нему.

Принятию решения об аннулировании лицензии или разрешения по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об оружии», должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензии или разрешения. В предупреждении указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Решение об аннулировании лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцами в судебном порядке:

оказание содействия компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции (изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости имущества), других принудительных мер. Так, полиция ока зывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии, на территорию, зараженную радиоактивными веществами, и др.;

вхождение сотрудников полиции в жилые и иные помещения.

Административно–пресекательные меры – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основаниями применения мер административного пресечения являются: – совершение правонарушения; – совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Основные меры административного пресечения, применяемые полицией.

Данные меры связаны с непосредственным вмешательством в действия лица в целях прекращения с его стороны правонарушения. Заключаются в психологическом или физическом воздействии на правонарушителя, связанным с личным организационным или имущественным ограничением:

1) меры общего назначения

административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действии и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание – неотложное действие компетентных должностных лиц, обеспечивающее эффективность борьбы с административными правонарушениями.

Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт. Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя, и, следовательно, является мерой административного пресечения.

Административное задержание применяется также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В нашей стране, никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом. Признание, соблюдение и за щита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, всех государственных органов и должностных лиц.

Административное задержание может иметь место только при наличии правонарушения. Задержание недопустимо, если правонарушение отсутствует. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих. В связи с этим следует признать не правомерным действие сотрудника полиции, доставившего в дежурную часть гражданинаП., который, как было отмечено в протоколе задержания, «стоял у станции метро и намеревался нарушить общественный порядок». Столь же грубое нарушение закона допустили сотрудники полиции, задержавшие гражданина Е. на том основании, что он «сидел в парке с гитарой... хорошо пел... и вокруг него собрались люди». В данных случаях нормы права не нарушались и потому не имелось оснований для задержания этих граждан.

Административное задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами (выполнение нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и т. д.);

б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

в) при наличии основания для наложения взыскания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предусмотренных законом, военнослужащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и материалов о нарушении военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Не подлежат административному задержанию депутаты, прокуроры, судьи. Так, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 5 ст. 16) гласит;

«Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях» (ВВС РФ, 1992, № 30, ст. 179: СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399).

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время.

Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или лица, их заменяющие, они уведомляются о местонахождении не совершеннолетнего в органе, в производстве которого находится дело.Онивправе обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершеннолетнего.

Задержанным разъясняются их права и обязанности.Они имеют право: знать, за совершение какого административного правонарушения они задержаны; требовать проверки прокурором правомерности задержания. О заявленном требовании задержанного орган (должностное лицо) немедленно сообщает прокурору.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами РФ могут быть установлены иные сроки административного задержания.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления;

– Отстранение лиц от управления транспортными средствами может производиться работниками полиции в случаях управления транспортным средством лицом, находящемся в нетрезвом состоянии или не имеющим правана управление данным видом транспорта, а также грубо нарушающим правила дорожного движения.

Отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в нетрезвом состоянии, производится работником полиции при обнаружении у лица любых признаков алкогольного или наркотического опьянения (запах алкоголя, возбужденное или угнетенное состояние лица, специфические особенности управления транспортным средством и т. п.). При наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, оно отстраняется от дальнейшего управления транс портным средством и по общему правилу подвергается освидетельствованию на состояние опьянения.

Отстранению от управления транспортными средствами под лежат лица, не обладающие водительскими правами, не имеющие при себе водительских удостоверений, имеющие водительские удостоверения на право управления иным видом транспортного средства, лишенные права управления транспортными средствами, и лица, не получившие в установленном порядке удостоверение на право управления транспортными средствами.

Отстранение от управления транспортными средствами лиц, грубо нарушающих правила дорожного движения, производится в тех случаях, когда характер нарушений свидетельствует об отсутствии у водителей знаний и практических навыков, необходимых для безопасности управления транспортными средствами, а также в случаях, когда эти нарушения допущены в связи с болезненным состоянием водителей, препятствующим дальнейшему безопасному управлению транспортным средством.

– Запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения, производится работниками полиции для пресечения административного правонарушения и предотвращения возможных опасных последствий управления технически неисправными транспортными средствами.

Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации (Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090).

Запрещение эксплуатации транспортных средств осуществляется должностными лицами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации и органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Главгостехнадзора России, государственных инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных инспекций городов и районов).

– Приостановление работы объектов разрешительной системы. производится в целях пресечения нарушений порядка открытия и функционирования стрелковых тиров, оружейных магазинов, оружейно–ремонтных, пиротехнических баз и складов хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Несоблюдение установленного государством порядкаих открытия и функционирования (правил разрешительной системы) может привести к хищению, утрате и использованию в преступных целях предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему, создать угрозу обществен ной безопасности.

Осуществляя надзор за соблюдением правил лицензионно–разрешительной системы, при выявленииих нарушений полиция вправе закрывать указанные предприятия или их отдельные участки, запрещать приобретение, хранение, перевозку названных предметов до устранения имеющихся нарушений.

Применение рассматриваемой меры оформляется специальным актом и сопровождается опечатыванием помещений закрываемых объектов, а при необходимости и изъятием соответствующих предметов разрешительной системы (оружия, боеприпасов и др.)[1].

2) Меры специального назначения

– применение физической силы;

– применение специальных средств;

– применение табельного огнестрельного оружия (данные меры будут отдельно рассмотрены в следующем вопросе лекции).

Меры административно–процессуального обеспечения, применяемые полицией.

Данные меры применяются в целях выявления правонарушений, установления личности нарушителей, сбора доказательств и создания иных условий для разрешения дел об административных правонарушениях.

Они подразделяются на:

1) Меры административно–процессуального пресечения (доставление нарушителей, административное задержание, привод);

2) Меры, направленные на получение доказательств (проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и их опечатывание, медицинское освидетельствование).

Как следует из вышеизложенного, некоторые меры административного принуждения могут выступать в качестве мер административного пресечения, а также мер административно–процессуального обеспечения. Рассмотрим некоторые из мер административно–процессуального обеспечения.

Доставление нарушителя – это правовая принудительная мера, состоящая в. кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица, и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (полицию), в служебное помещение внутренних войск, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно–надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Таким образом, доставление нарушителя по своей юридической природе выступает в качестве составной части административного задержания, однако с той особенностью, что срок административного задержания начинается только с момента доставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему то или иное решение.

Общая цель доставления – составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения на рушения, если составление протокола является обязательным.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, в зависимости от характера и обстоятельств правонарушения, предусматривается достижение и других целей доставления: а) пресечение правонарушения (например, при посягательствах на охраняемые объекты и другое имущество, при нарушении режима Государственной границы, при неповиновении сотрудникам органов внутренних дел (полиции), военнослужащим, сотрудникам органов уголовно–исполнительной системы при выполнении ими государственных обязанностей в пределах их компетенции); б) установление личности нарушителя при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность, и свидетелей, которые могут сообщать о нем необходимые данные; в) установление принадлежности транспортных средств и перевозимых грузов при отсутствии необходимых документов; г) установление принадлежности орудий совершения административного правонарушения при совершении лесонарушений, нарушений правил охоты и рыболовства, других правил об охране и использовании животного мира, совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации и других.

Правом доставления нарушителя пользуются специально уполномоченные должностные лица различных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. «О полиции» все сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право осуществлять доставление лиц, совершивших административные правонарушения, и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, независимо от того, находятся они в форменной или в гражданской одежде, в период несения службы или вне ее, например находясь в отпуске. Таким же правом в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (СЗ РФ, 1997, № 6, ст. 711) обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также исполняющие другие обязанности военной службы.

Кроме того, КоАП РФ предоставляет это право должностным лицам, осуществляющим надзор за соблюдением правил пользования средствами транспорта, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте; правил пожарной безопасности, санитарно–гигиенических и санитарно–противоэпидемических правил на транспорте.

Статья 27.2 Кодекса предоставляет право доставления нарушителей должностным лицам лесной охраны лесхозов (лесничеств), уполномоченным на то должностным лицам органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностным лицам других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира, должностным лицам заповедников и других особо охраняемых территорий.

Есть еще одна группа лиц, которые вправе производить доставление при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное имущество, имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, – это должностные лица ведомственной охраны, находящейся в ведении ряда министерств и ведомств.

При нарушениях режима Государственной границы РФ, по граничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную грани цу РФ, неповиновении законному распоряжению или требованию военнослужащего органов пограничной службы РФ, военнослужащего иных войск (сил), сотрудника органов внутренних дел (полиции) нарушитель может быть доставлен в подразделение, воинскую часть, орган пограничной службы, в полицию, орган местного самоуправления военнослужащим, сотрудником органа внутренних дел исполняющим обязанности по охране Государственной границы РФ.

При совершении правонарушении во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфеили в исключительной экономической зоне РФ правонарушитель, а также используемые для осуществления незаконной деятельности суда и орудия совершения правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда – в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов).

Правонарушение не всегда сопровождается доставлением нарушителя в орган внутренних дел (полицию), другой государственный орган. Предусмотрев необходимость составления протокола о каждом административном правонарушении (кроме случаев наложения штрафа или оформления предупреждения на месте совершения правонарушения), закон не связывает осуществление этих действий с обязательным доставлением нарушителей в полицию или иной орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.

При наличии возможностей – установлена личность нарушителя, имеются необходимые документы, обстановка на месте совершения правонарушения (включая погоду) не создает препятствий, – протокол о правонарушении может быть составлен на месте совершения правонарушения без применения доставления.

Решение вопроса о привлечении лица к административно ответственности, а также о применении к нему некоторых иных мер административного принуждения нередко требует его присутствия при выполнении компетентным органом (должностным лицом соответствующих процессуальных действий). Принудительным средством, обеспечивающим обязательное участие в административном процессе лица, уклоняющегося от явки по вызову в соответствующий орган, является привод.

Привод представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Привод применяется к следующим участникам производства по делам об административных правонарушениях: физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетелю.

На основании определения, вынесенного судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, привод осуществляется органом внутренних дел (полиции).

В соответствии с «Инструкцией о порядке осуществления привода», утвержденного приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля по делу об административном правонарушении является принудительной мерой. Для осуществления привода руководитель подразделения выделяет сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено постановление (определение) о приводе.

Медицинское освидетельствование (экспертиза). Исследование обстоятельств отдельных правонарушений и принятие законных решений по некоторым категориям административных дел требуют наличия информации о физическом или психическом состоянии правонарушителя (или лица, подозреваемого в совершении правонарушения). В ряде случаев такая информация является основным доказательством, положенным в основу принятия решения по делу. Например, состояние опьянения лица, управляющего автомобилем, служит основанием для его привлечения к административной (а в некоторых случаях — и к уголовной) ответственности. Наличие хронической душевной болезни, или иного тяжкого заболевания, либо инвалидности является обстоятельством, препятствующим применению к лицу некоторых мер принуждения. Состояние невменяемости исключает административную ответственность.

Медицинское освидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычно врачами) по предложению уполномоченных органов государственного управления исследование физического или психического состояния человека с целью пол учения сведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.

Кодекс РФ об административных правонарушениях за крепил лишь основание направления для освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств. Вместе с тем некоторые нормы Кодекса не могут быть реализованы без применения названной меры. Так, ст. 2.8 КоАП РФ гласит, что лицо, находившееся в состоянии невменяемости, не подле жит административной ответственности. Естественно, что вывод о невменяемости лица не может быть сделан без исследования специалистами его психического состояния.

Значительное число административно–правовых норм, указывающих на медицинское освидетельствование, содержится в иных законодательных и подзаконных (в том числе и ведомственных) актах, устанавливающих ответственность за правонарушения или регулирующих порядок применения административных взысканий и иных мер административного принуждения, а также компетенцию некоторых государственных органов. Анализ этих актов позволяет выявить конкретные цели применения рассматриваемой меры. Ими являются: установление медицинского критерия невменяемости; определение состояния и степени опьянения лица, управляющего транспортным средством; установление психической патологии несовершеннолетних, материалы о правонарушениях которых рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних.

В зависимости от конкретных целей направление на медицинское освидетельствование осуществляется по различным основаниям. В одних случаях таковыми являются факты, свидетельствующие о совершении лицом правонарушения (например, управления транспортным средством в нетрезвом состоянии).

В других случаях сам факт совершения лицом правонарушения еще не может служить достаточным основанием для применения этой меры. Например, решение о медицинском освидетельствовании с целью определения психической патологии и невменяемости может быть принято на основании данных, позволяющих усомниться в психической полноценности нарушителя.

Виды административных наказаний, налагаемые полицией:

– предупреждение;

– административный штраф;

Представляется, что рассмотрению вышеназванных видов административных наказаний, налагаемых полицией является нецелесообразным, так как они рассматриваются достаточно подробно в рамках курса «Административное право».

Актуальность изучения вопросов, связанных с выявлением сущности, содержания и практики использования административных форм и методов управления органами внутренних дел России, сегодня обусловлена ростом значимости институтов государственного управления, когда неуклонно повышается роль нормативных регуляторов и стандартов деятельности правоохранительных органов.

В современных условиях становления и развития Российской Федерации необходим надежный механизм реализации закрепленных в Конституции неотчуждаемых жизненных благ.

Сущность и содержание административных форм и методов в сфере управления вытекают из специфики административных правоотношений. Совокупность используемых форм и методов управления, а также технология их применения составляют основу механизма реализации государственного управления в сфере обеспечения правопорядка. Такой механизм включает законодательное регулирование прав граждан и фактическое их осуществление соответствующими государственными органами, учреждениями и организациями. Это проявляется в том, что именно закон выражает потребности правового государства в обеспечении ясности и единства дозволений и запретов, обращенных к гражданам, и обладает высшей юридической силой в системе норм, регулирующих общественные отношения.

Органы внутренних дел, выполняя правоохранительные функции, занимают особое место среди органов исполнительной власти в механизме осуществления прав и свобод граждан. Это выражается в том, что в современных условиях развития государства происходит усиление социальной функции органов внутренних дел, которые не только защищают, но и обеспечивают права и свободы человека и гражданина. При этом обеспечение прав и свобод граждан органами внутренних дел осуществляется как в правоприменительной, так и в нормотворческой деятельности.

Основной целью нормотворческой работы в органах внутренних дел является нормативный акт. В юридическое литературе распространено мнение, что нормативный акт – это акт содержащий нормы права, которые действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. Однако такое определение будет не со всем полным, поскольку оставлены без внимания правила поведения, направленные на изменение, а также отмену правовых норм[2].

В связи с этим можно сделать вывод: нормотворчество органов внутренних дел – это деятельность компетентных лиц в система МВД России, которая представляет исходный компонент механизма правового регулирования, осуществляется на делегированной и компетенционной основе, состоит в принятии, изменении и отмене нормативных актов органов внутренних дел, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения.

Деятельность органов внутренних дел нацелена на реализацию функций правоохранительной деятельности. Совершенствование технологий использования административных методов управления органов внутренних дел, предполагает:

  • определение задач и приоритетов в работе ОВД, их отдельных подразделений на основе анализа складывающейся оперативной обстановки и учета интересов органа внутренних дел в целом;
  • координацию работы ОВД между собой, а также с другими службами и подразделениями в системе правоохранительных органов;
  • правовое регулирование деятельности органов внутренних дел;
  • создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений органов внутренних дел;
  • решение в установленном порядке вопросов назначения на должность и освобождения от должности сотрудников ОВД, присвоения специальных званий, а также иных вопросов прохождения ими службы;
  • санкционирование (утверждение) документов и действий, сопровождающих оперативно–служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел;
  • осуществление контроля деятельности полиции;
  • материально–техническое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел.

Специфика применения форм и методов административного управления органами внутренних дел обусловлена их обособленным положением при реализации задач правоохранительной деятельности, непосредственным осуществлением функций обеспечения режимов общественной безопасности в сфере компетенции органов внутренних дел. Последние, в свою очередь, выступают в качестве объектов управления со стороны УВД (ГУВД) по субъектам РФ, и ис пользование ими административных форм и методов связанно с повышенной ответственностью за выполнение возложенных на них задач.

Роль административных форм и методов в сфере управления органами внутренних дел непрерывно растет. Углубленное изучение этой роли способствует наделению субъектов управления МВД России дополнительными качествами, способствующими повышению уровня профессиональной деятельности всей системы МВД России.

[1] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник под ред. А.П. Коренева - М., 1996. С.239-243.

[2] М. В. Костенников. Порядок разработки и принятия правовых актов органов внутренних дел. / Учебное пособие. М.: 2001.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!