Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами

20 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В развиваемой концепции делается попытка определить специфику деятельности менеджера в сфере управления человеческими ресурсами (УЧР) и логику подготовки менеджера в сфере УЧР. Эта задача решается исходя из: 1) уточнения специфики менеджмента как специфического направления управленческой деятельности; 2) разведения: а) двух направлений деятельности - управления персоналом и менеджмента в сфере УЧР; б) политики в сфере УЧР и менеджерской деятельности в указанной сфере; 3) определения субъектов этих деятельностей; 4) определения специфики позиции менеджера в сфере УЧР в организации; 5) определения специфики человеческого ресурса как типа ресурса, с которым приходится работать менеджеру данного типа; 6) определения перечня возможных функций, которые может выполнять менеджер в сфере УЧР. На этой базе определены основные принципы подготовки менеджера этого типа. (,

В основе анализа: а) положения концепций известных теоретиков и практиков западного менеджмента (Ф. Тейлор, П. Друкер, А. Чендлер и др.) б) положения отечественных и зарубежных специалистов в сфере управления персоналом и в сфере УЧР; в) опыт отечественных специалистов, накопленный в 80-90-е гг. в сфере создания служб персоналом; г) отечественный и зарубежный опыт, накопленный в сфере вузовской подготовки специалистов сходного профиля.

Основные положения нашей концепции:

1. Менеджмент - специфическое направление управленческой деятельности, принципиально отличное от деятельности ряда других управленцев (собственника в позиции управленца, администратора,, функционального специалиста, выполняющего неинновационную деятельность (например, бухгалтер).

2. Это направление управленческой деятельности рассматривается как возникшее: а) в определенном месте - страны протестантского Запада; б) в определенный период (с середины XIX по 20-е гг. XX вв.) - период формирования зрелого индустриального общества, когда осуществлялся переход от предпринимательского капитализма к менеджерскому (капитализм управляющих); в) определенных условиях - формирование развитых (городских и национальных) рынков и технологий массового производства; г) в определенном типе организаций - крупные, исключительно деловые, многосекционные организации, совмещающие в себе функции массового производства и массовой продажи; д) под определенную задачу - задача рационализации управленческой деятельности в крупных деловых организациях с целью повышения управляемости, эффективности, конкурентоспособности деловых организаций.

3. Проблема привлечения менеджеров к управлению деловой организацией рассматривается как связанная с осознанием собственником невозможности далее самому эффективно управлять организацией в результате возрастания сложности управления крупной и сложной деловой организацией. Менеджер изначально не рассматривается как единственный тип управленца, привлеченный собственником к управлению. Он привлекался в организации наряду с администратором (линейным руководителем) и функциональным специалистом неинновационной ориентации.

4. Специфика деятельности менеджера по сравнению с позицией других специалистов в системе управления в том, что менеджер - изначально узкий функциональный специалист инновационной ориентации, содержание деятельности которого было связано с привлечением, активизацией и рациональным использованием дефицитных ресурсов определенного типа (финансы, техника и технология, люди и др.). Специфика позиции менеджера состоит в том, что он: а) изначально ориентирован на решение задач организационного развития, а не на функционирование; б) связан с задачами формирования долгосрочной стратегии развития организации (в отличие от администратора); в) занимается проблемами управления деятельностью, а не людьми; г) ориентирован на повышение эффективности деятельности и одновременно на минимизацию риска, создающего проблемы для выживания организации; д) напрочь выключен из проблем оперативного управления и занимает позицию штабного офисного специалиста.

5. Специфику позиции менеджера в сфере УЧР можно зафиксировать по контрасту с позицией работника традиционного отдела кадров и администратора: а) если администратор любого уровня рассматривает людей в качестве объекта управления, а работник отдела кадров выступает помощником администратора, берущим на себя функции учета, контроля, оформления кадровой документации, то менеджер по УЧР рассматривает человека как важный и дефицитный ресурс, необходимый организации для его функционирования и развития. Речь идет об обеспечивающей и развивающей деятельности, тесно связанной с реализацией общеорганизационной и кадровой стратегии (позиция директора организации по персоналу), но в то же время не сводимой к выработке последней. Содержание его деятельности составляет поиски наиболее эффективных путей привлечения, активизации, развития и рационального использования.

6. Далеко не полный перечень функций, которые могут быть реализованы менеджером по УЧР, включает: а) анализ рынка труда; б) кадровый маркетинг; в) формирование кадровой стратегии; в) совершенствование системы привлечения, подбора, расстановки, продвижения квалифицированных кадров, профессиональной адаптации, планирования карьеры, формирование кадрового резерва; г) стабилизация коллектива, формирование организационного ядра, социальная адаптация; формирование и изменение составов коллективов и управленческих команд; д) стимулирование мотивации; е) формирование сильной и действенной организационной культуры; ж) снятие социальных конфликтов и социальных напряжений, формирование благоприятной психологической атмосферы в коллективе; з) профессиональное обучение, переподготовка кадров, развитие персонала в организации и др.

7. Как видно из анализа состояния служб персонала, а также анализа отечественной и зарубежной литературы, службы персонала даже в крупных организациях сегодня не могут рассматриваться как полноценные менеджерские службы, активизирующие, развивающие и рационализирующие использование дефицитного человеческого ресурса, по действенности сопоставимые со службами финансового менеджмента или маркетинга ни у нас, ни за рубежом. Основная проблема в построении таких служб в том, что: а) в основу подготовки специалиста по УЧР кладутся программы подготовки специалиста по управлению персоналом - фактически речь идет о подготовке администратора; б) фактическим фундаментом для такой подготовки у нас и за рубежом выступают экономические дисциплины (прежде всего, экономика труда).

8. Качественная подготовка менеджера по УЧР возможна лишь при опоре на комплекс базовых гуманитарных дисциплин (социология, психология, социальная антропология, политология), отражающих специфику и природу человеческого ресурса, в сочетании с основами экономики. Именно такая логика подготовки менеджера реализуется на кафедре УЧР ф-та менеджмента Высшей школы экономики. Здесь основой для подготовки менеджера выступает комплекс гуманитарных дисциплин; вторым уровнем в этой подготовке выступают базовые и специальные управленческие теории, активно использующие наработки гуманитарных наук, третьим же уровнем является изучение специальных управленческих технологий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!