Механизмы поддержки развития международного туризма

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Открытие возможностей пропаганды - это еще один урок, который последняя война дала европейским государствам. Благодаря осознанию роли пропаганды после окончания Второй мировой войны многие госу­дарства открыли за пределами своей территории информационные бюро, одной из задач которых было обеспечение роста популярности своей стра­ны как туристского направления. И еще долгое время эта сфера деятель­ности в туризме будет считаться прерогативой государственных органов.

Кроме указанных причин (рост экономической активности, повыше­ние значимости отдыха и поездок в системе ценностей жителей зарубеж­ных стран, рост количества туристских прибытий и поступлений от них1) на становление государственной политики в области туризма повлияло наличие твердой валюты. Столкнувшись с необходимостью укреплять

национальную денежную единицу, что было одним из условий вступле­ния в Общий рынок и другие подобные объединения (можно вспомнить ОСДЭ), руководители европейских государств пытались решить эту зада­чу путем привлечения в свою страну твердой валюты. Правительствен­ные действия, направленные на увеличение въездного туристского потока посредством проведения соответствующей рекламной кампании, рассмат­ривались как один из возможных путей решения проблемы.

В последней четверти XX в. национальная политика зарубежных стран в области туризма в основном ориентировалась на рекламно-информацион­ную деятельность. Рекламная индустрия, как и индустрия туризма, находи­лась в эти годы в самом расцвете. Распространение средств массовой инфор­мации и открытие их возможностей в области рекламы побудили использовать новые технические средства с целью увеличения потребительского спроса в туризме. Но организовать крупную рекламную кампанию по продвижению национального туристского продукта невозможно без финансовой и органи­зационной поддержки государства. Такая поддержка была получена, причем целью правительств зарубежных стран в первую очередь было улучшение динамики и использование феномена массового туризма.

Рекламно-информационная деятельность, направленная на увеличе­ние потока туристов в свою страну, оставалась функцией номер один го­сударственных органов вплоть до конца XX в.

Когда речь заходит об экономических механизмах государственного регулирования туристской сферы, исходят обычно из тех соображений, что туризм в качестве многоотраслевого комплекса нуждается в коорди­нации и регулировании, как никакая другая сфера. Вместе с тем государ­ственное присутствие и регламентация сковывают предпринимательскую инициативу и мешают развитию рыночных отношений. Иными словами, государство должно вмешиваться, когда этого требуют интересы обще­ства и отрасли, и отходить на второй план, позволяя субъектам турист­ской деятельности действовать самостоятельно, если это необходимо, хотя сочетание строгой регламентации с разумной самостоятельностью пред­ставляется непростым делом.

В постиндустриальном обществе туризм является одним из главных видов деятельности, что признается практически всеми развитыми стра­нами. Если в этих странах туристская отрасль на равных конкурирует с ав­томобилестроением и нефтепереработкой, то в развивающихся странах туризм часто оказывается ведущей отраслью экономики, единственным источником формирования государственного бюджета.

Возникнув в недрах частного сектора, туризм может устойчиво раз­виваться, только если государственные структуры обеспечат для этого необходимые юридические, политические, экономические и прочие гаран­тии. Полностью отдав туризм «во власть» рыночным факторам, нельзя

обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным и культурным ценностям, которые являются объектами привлечения ту­ристов (туристской аттрактой). Именно государство должно предусмот­реть механизмы, сдерживающие стихийное развитие отрасли и направляю­щие ее эволюцию в нужное русло, дабы сохранить природную и культурную среду для последующих поколений.

Итак, необходимость государственного регулирования туризма оп­ределяется несколькими моментами:

- комплексным характером отрасли, что требует вмешательства внешнего координатора-элементами туризма являются средства разме­щения, предприятия питания, развлекательные учреждения и туристские предприятия - организаторы поездок. Помимо этого, туризм находится на стыке других отраслей экономики - транспорта, торговли, сельского хозяйства;

- тесной взаимосвязью туризма и необходимости охраны окружаю­щей среды, культурного и природного наследия, повышения престижа стра­ны в глазах международной общественности, решения проблем безопас­ности и пр.;

-влиянием туристской отрасли на общее состояние экономики стра­ны, определяющееся прямыми поступлениями от внутреннего и въездно­го туризма, а также активизацией деятельности в смежных отраслях, в том числе благодаря мультиплицирующему эффекту;

- большим воспитательным воздействием туризма, особенно в пре­делах своей страны, формирование чувства патриотизма и помощь в гар­моничном развитии человека;

- пропагандой национальных туристских ценностей, которая равно­значна пропаганде государственной модели данной страны, в том числе политического строя, экономики, культуры и образа жизни населения;

- тем, что в ряде стран туризм является решающим фактором, определяющим состояние платежного баланса, а также основным поставщиком твер­дой валюты, на чем строится экономическая независимость страны.

Каждая из перечисленных причин уже является достаточным основанием для того, чтобы государство обращало особое внимание на турист­скую сферу. Кроме того, ряд обстоятельств позволяет отнести туристскую отрасль к стратегическим отраслям экономики, т.е. к таким, которые ока­зывают не локальное, но глобальное воздействие на состояние всей эко­номики. Безусловно, государственные органы не могут не учитывать эта моменты при определении сфер первоочередного регулирования.

Параметры развития туристской отрасли, получившей мировое при­знание в качестве ведущего сектора услуг, устанавливаются государством. Оно же призвано определять юридические и налоговые правила, согласно которым будет функционировать индустрия туризма. К задачам государ­ственных органов в любой сфере деятельности традиционно относят прямое государственное инвестирование или привлечение частных инвестиций для развития необходимой инфраструктуры, особенно в наименее благоприят­ных с экономической точки зрения регионах. Это способствует выравнива­нию уровней развития разных экономических зон в пределах страны.

Наконец, к разряду государственных функций относятся подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров.

Вместе с тем в силу специфики туристской отрасли роль государства в управлении туризмом на этом не ограничивается.

Для успешного развития туризма, влияющего не только на темпы эко­номического развития страны, но и на ее международный имидж, госу­дарство берет на себя ряд дополнительных функций. В частности, это от­носится к продвижению на международных рынках страны как туристского направления, разработке национальной туристской политики, направлен­ной на расширение и обновление туристского предложения. В задачи го­сударства входит также решение характерной для туризма проблемы се­зонности, которую не в состоянии преодолеть самостоятельно многие участники туристской деятельности, и демократизации отдыха. Далее эти проблемы рассмотрены более подробно. Подходы к поиску ответов на воп­росы, возникающие в процессе туристской деятельности, проиллюстри­рованы на примерах, взятых из практики ведущих туристских стран, а так­же из материалов ВТО, Комитета по туризму стран - участниц ОБСЕ и Всемирного совета по туризму.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!