Механизм формирования действия общественного мнения

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Раскрытие проблемы действия механизма общественного мнения предполагает выявление трех взаимосвязаных аспектов: этапов развития общественного мнения, его функций и факторов, влияющих на механизм действия общественного мнения.

Первый - это этап зарождения. Здесь происходит становление индивидуально-группового типа общественного мнения. Данный период характеризуется         следующими признаками: возникновение личностностного и группового интереса к какому-либо акту, явлению или процессу, осуществление индивидуально-групповой оценки объекта, вызвавшего данный интерес, стремление субъекта к различного рода источникам информации, касающихся объекта, причем первоначально здесь могут преобладать неофициальные источники (слухи, домыслы, собственный   жизненный   опыт   и   т.п.).   На   первом   этапе,   на   базе разнообразной информации и в силу ярко выраженного интереса формируются индивидуально-групповые суждения (мнения-оценки). Этих суждений может быть много, и они могут противоречить друг другу. Это объясняется разным уровнем осведомленности субъекта, действием широкого спектра источников информации, невозможностью сразу же проверить эту информацию, влиянием индивидуально-групповых мнений друг на друга. Но на этом же этапе у субъекта возникает потребность об­мена имеющимися ценностно-оценочными мнениями-суждениями. Если такая потребность не возникает, а интерес к проблеме утрачивает силу, то процесс формирования общественного мнения прекращается.

Второй - это этап непосредственного формирования общественного мнения. Этот этап характеризуется интенсивным обменом инди­видуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное, а на его основе - общественное мнение. Данный обмен мнениями может происходить стихийно, как следствие реализации субъектами частных мнений, либо организованно под влиянием целенаправленного идеологического воздействия (средства массовой информации и т.п.). На данном этапе групповые, коллективные мнения-оценки распространяются на более широкие социальные общности, становясь мнением-оценкой большинства. Здесь же в ходе обмена мнениями, получения большого объема дополнительной информации (в ней преобладают уже официальные и более компетентные источники) формируется чувство убежденности в принятой оценке. На этом этапе эмоциональный компонент содержания общественного мнения, преобладающий на первоначальной стадии его развития (этап зарож­дения), дополняется рациональным, который становится доминирующим. На этом же этапе начинает заметно проявляться волевой компонент содержания общественного мнения. Общественное мнение на втором этапе считается сформировавшимся.

Третий этап - это этап функционирования (действия) общественного мнения. На этом этапе мнение-оценка выступает как суждение большинства. Оно характеризуется выраженной направленностью, содержанием и устойчивостью. На данном этапе доминирует волевой компонент содержания общественного мнения, способствующий его переходу от вербальной формы к поведенческой.

Ведя разговор об этапах развития общественного мнения, следует обратить внимание на следующее обстоятельство, выделяемое исследователями данного феномена. Дело в том, что временные рамки этих этапов весьма динамичны. Эта динамика определяется содержанием объекта. Одно дело, когда в поле зрения общественного мнения попадает яркий, но не имеющий большой временной протяженности факт (например, необычное или совершенное с особой жестокостью преступление или преступление, направленное против известного лица, и т.п.) или событие, ранее становившееся объектом всеобщего интереса. В этих случаях процесс развития общественного мнения почти мгновенен. Другое дело, когда объект, вокруг которого формируется общественное мнение, малоизвестен, противоречив, интерес к нему большинства не проявился. В этом случае формирование общественного мнения происходит поэтапно.

Механизм действия общественного мнения реализуется через функции, которые оно выполняет. В числе первых можно назвать познавательную функцию. Мы уже говорили о том, что основой формирования общественного мнения выступает определенный объем знаний, который в ходе становления общественного мнения расширяется. Именно познавательная (гносеологическая) функция отражает в себе диалектику обыденного и теоретического уровней общественного сознания. Познавательная функция общественного мнения не только придает его субъекту дополнительные знания по заинтересовавшей проблеме, но и создает возможности для реализации всех остальных функций.

Мы также вели речь о том, что формирование ценностно-оценочных суждений как форм выражения общественного мнения осуществляется посредством активного обмена мнениями. Следовательно, можно указать на коммуникативную функцию общественного мнения. Она означает передачу информации между носителями общественного мнения, обмен мнениями-суждениями, возникающими на основе этой информации. Именно посредством коммуникативной функции происходит слияние индивидуальных и групповых мнений, их кристаллизация в коллективное мнение большинства, то есть общественное.

Далее назовем оценочную функцию. Также уже известно, что не все виды мнений являются базой, на которой развивается общественное мнение. Такой базой выступают ценностно-оценочные мнения-суждения, субъект, определяя свое собственное отношение к проблеме, так или иначе, оценивает ее с позиций сопоставления индивидуального, группового, коллективного и общественного интереса, с точки зрения значимости этой проблемы. Без соответствующей шкалы ценностей этого сделать нельзя. Индивид, принимая коллективное мнение за свое собственное, воспринимает и ту ценностную норму, которая определяет это коллективное мнение-суждение. Он, так или иначе, начинает ею руководствоваться. Социальная норма как раз и выступает как общепризнанное правило, образец поведения, и если она имеет практическую для человека, группы, общности значимость, то становится ценностью. Следовательно, если в основе общественного мнения лежит не просто знание о заинтересовавшем большинство факте, а его общественная (социальная) оценка, то отношение и понимание этого факта становится нормативным, то есть закрепляется в общественном мнении в виде норм-образцов.

Любое социальное явление, каков бы ни был его масштаб, характеризуется определенной социальной нормой. Поэтому само познание этих норм является условием осмысления социального факта, социального процесса в целом. Да и каждое социальное явление раскры­вает себя через социальную норму. Поэтому, если социальная норма (нравственная, правовая, эстетическая и др.) рассматривается как образец поведения, то ее содержание, во-первых, связано с ценностями и, во-вторых, она выступает как регулятор. Норма включена в содержание мнения-оценки, и также как мнение-оценка является общественным мнением в том случае, если ее разделяет большинство, также и масштаб действия социальной нормы определяется рамками признающей ее социальной группы. Как мнения, так и лежащие в их основе нормы рознятся по уровням от индивидуального до общего. Раз в содержание общественного мнения включены общепризнанные нормы, то оно выступает средством регулирования общественных отношений и выполняет тем самым регулятивную функцию.

Некоторые авторы в числе функций общественного мнения назы­вают рекомендательную или консультативную, контрольную, дирек­тивную. Мы же считаем, что это все входит в содержание регулятивной функции, так как, регулируя те или иные виды общественных отношений, давая социальную оценку поступкам, действиям, в целом поведению людей, общественное мнение исходит из общественнозначимых и принятых большинством социальных норм, стремится при этом убедить в их правильности тех, кто думает и поступает иначе. А следование социальным нормам осуществляется двояко: путем добровольного принятия и исполнения (интернализация) и путем применения определенных санкций (институциализация). Общественное мнение в случае добровольного принятия и следования социальной норме стимулирует это посредством общественного одобрения, признания, то есть как бы рекомендует следовать этим нормам. В случае же нарушения норм общественное мнение выражает недовольство посредством общественного порицания. Предписывая ту или иную социальную норму и стимулируя ее принятие, общественное мнение выполняет и директивную роль (обычаи, традиции могут быть достаточно жесткими), и роль социального контроля, но все это сводится к содержанию регулятивной функции. В совокупности социальных норм, которыми оперирует общественное мнение, преобладают нравственные нормы. Интегрированной функцией общественного мнения, в содержании которой проявляется действие всех других функций, является воспитательная функция. В содержании воспитательной функции наряду с познавательным      и      поведенческим аспектами присутствует и мировоззренческий аспект. Мы же полагаем, что попытка выделения дополнительных функций общественного мнения дублирует их. Так, например, правотворческая функция целиком и полностью присутствует в рамках оценочной и коммуникативной, а функция профилактики реализуется регулятивной и воспитательной функциями.

Механизм формирования и действия общественного мнения ха­рактеризуется двумя его составляющими. Оно может возникать и функционировать как стихийно, под влиянием различных, часто противоречивых слухов, домыслов, толкований и оценок, вызванных каким-либо событием, быть результатом столкновения между собой различных социальных интересов и действий. А может возникать и действовать как результат целенаправленного идейно-психологического, политического, воспитательного воздействия, преследующего цель сформировать вполне определенные мнения-оценки.

В силу самой специфики складывания общественного мнения (консолидация различных индивидуально-групповых мнений в мнение большинства в ходе активного обмена этими мнениями), даже возникая стихийно, оно по мере формирования принимает черты упорядоченности, о чем свидетельствует сам факт выработки общего мнения. Да и любая социальная общность объективно стремится к обеспечению внутри себя не только конструктивного, но и идеологического единства. Стихийное и сознательное в содержании механизма формирования и действия общественного мнения проявляется постоянно и во взаимосвязи друг с другом. В ходе общественного развития закономерно возрастает удельный вес сознательного в содержании механизма формирования и функционирования общественного мнения.

В качестве факторов, влияющих на этот процесс следует назвать общественные потребности и интересы, социальные нормы и ценности и ценностные ориентации субъекта общественного мнения, социально-психологические и идеологические установки, стереотипы общественного сознания, обычаи и традиции. Сильнодействующим фактором выступает общение людей друг с другом, а точнее - различные виды этого общения: формальное (официальное) и неформальное (неофициальное), межличностное и коллективное, межнациональное общение. На общественное мнение влияют социально-экономические, политические, духовные условия их непосредственной жизнедеятельности. Большую роль в воздействии на общественное мнение играет нравственно-психологическая атмосфера, существующая как в обществе в целом, так и в каждой социальной общности, в недрах которой зарождается то или иное мнение. В рамках нравственно-психологической атмосферы можно указать на социальные чувства, настроения, стремления. В диалектической связи рационального,    эмоционального    и    волевого    общественное    мнение приобретает качество специфического духовно-практического образования.

Началом формирования общественного мнения выступает информированность, т.е. обладание определенным комплексом знаний по проблеме. Объем и уровень информированности характеризуются диапазоном (некоторая совокупность разноплановых знаний) и глубиной (количеством и качеством сведений по отдельно взятому вопросу). В характеристике общественного мнения важную роль играет компетентность.

Существование общественного мнения по любой проблеме требует открытости информации по данной проблеме, необходимой для формирования базовых знаний по данной проблеме, и возможности определения собственной позиции каждого индивида.

Процесс формирования общественного мнения условно разделяется на следующие этапы:

возникновение   чувств   и   представлений   в   сфере   индивидуального сознания, что связано с процессом первичного ознакомления с какой-либо проблемой на уровне общей информированности;
столкновение  мнений людей,  «обработка»  одних мнений  другими, которая реализуется через обмен информацией и обсуждение проблемы;
распространение     сложившегося     «типизированного»     мнения     в определенном социальном ареале с использованием адекватных средств информирования населения;
воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную
практику,    что    проявляется   в   конкретно-предметной   деятельности социальных групп.

В заключение следует отметить еще раз следующее:
В процессе своего формирования общественное мнение переходит из одного   состояния   в  другое   через   преобразование      индивидуальных мнений    в    коллективное    мнение    большинства    социальных    групп, привнесения   общественного   мнения   из   сферы   сознания   в   область практической деятельности.
Внутренние механизмы детерминированы объективными процессами формирования   общественного   мнения,   а   внешние   -   с   факторами сознательного,  целенаправленного воздействия на сознание людей со стороны    органов   управления.    В    качестве    основного    внутреннего механизма выделяется идентификация интересов личности с интересами социальной группы и всего общества в целом.
Метод    самозаполнения    анкет    респондентом         при    изучении общественного мнения почти полностью ушел в прошлое и в серьезных профессиональных    опросных    организациях    применяется    только    в исключительных случаях. Доминирующим стал метод интервью на дому.  Стоимость  проведения опроса методом  интервью достаточно  велика. Потребности практики все настойчивее требуют поиска альтернативных методов сбора социальной информации. Телефонное интервью снимает многие проблемы, но высокая себестоимость и слабая телефонизация в стране не позволяют применять данный метод в полном объеме. Довольно интенсивно телефонное интервью находит применение в Москве и Санкт-Петербурге. Развитие компьютерной техники и единой компьютерной сети раскрывают новые перспективы в исследовании общественного мнения.
Информационные потребности в изучении мнения населения способствовали появлению новых исследовательских структур. Первоначально в рамках профсоюзов был создан Всесоюзный (впоследствии Всероссийский) центр изучения общественного мнения. В 1989 году при Академии наук возник Институт сравнительных социальных исследований, который превратился в независимую исследовательскую организацию по изучению общественного мнения. Широкой популярностью пользуются фонды «Общественное мнение», «Vox Populi», службы «Мнение», «OPINIO», опросные центры и фирмы.

В поле зрения интересов социальных групп сегодня попадают многочисленные новые проблемы, вызывающие боль­шие чувственно-эмоциональные волнения, но не поддающиеся одноз­начному быстрому ценностно-оценочному толкованию. Появились новые формы социальной деятельности людей (митинги, демонстрации, манифестации, забастовки и т.п.), которые также влияют как на индивидуально-групповое, так и общественное сознание. Добавим сюда действие дестабилизирующих факторов, проявляющихся в экономике, внутри- и внешнеполитической деятельности, в духовной сфере, имеющую место перевернутую шкалу ценностей. На нравственную атмосферу общества,   состояние   морально-психологического   климата   социальных общностей   и   групп   влияют   также   рост   преступности,   проявления нравственного и правового нигилизма.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!