Материальные придатки государства

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Для осуществления своих функций государственные органы располага­ют необходимыми материальными средствами (по Ф. Энгельсу – «вещественными придатками»). По мнению М. И. Байтина, к материальным (вещественным) придаткам государственного механизма относятся различные материальные ценности, бюджет­ные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функциони­рования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки» механизма государства, не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общест­венные объединения. Их не следует смешивать. Последние соотносят­ся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы[1]. В. В. Лазарев сужает данное понятие, включая в него, говоря современным языком, «силовые структуры»  (армия, органы охраны правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и т. д.)[2].

В соответствии с законодательством Российской Федерации видами федеральной государственной службы являются военная и правоохранительная службы.

Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства[3].

Армия как политический институт возникла с образованием го­сударства и продолжала развиваться и совершенствоваться на про­тяжении многих веков как неотъемлемый элемент государственного механизма. Роль и место армии специфичны в различных государс­твах и на разных исторических этапах. Так, в Древнем Риме легионы играли важную роль, выполняя основные функции государства и воз­действуя на сам процесс его развития. По оценке А. В. Игнатенко, римская дружина первоначально являла собой почти весь государс­твенный механизм. В V–II вв. до н. э. она способствовала расшире­нию государства из полиса в державу и его оформлению в рабовла­дельческую империю. «Все важнейшие элементы раннереспубликанско­го государственного механизма были теснейшим образом связаны с военным ведомством»[4]. Армия рассматривается как орган государства, предназначенный для проведения его политики средс­твами вооруженного насилия[5], и как «звено», «учреждение», «часть государственного механизма». Вооруженные Силы Федеральным законом «Об обороне» определяются как государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации[6].

Чем же является армия: органом государства или лишь его «особым учреждением»? В лице своего руководства она, как правило, предс­тавлена в правительстве, представляющем собой исполнительный ор­ган власти. Что касается специфики (т. е. наличия вполне опреде­ленных внутренних качеств) армии, то она присуща и другим госу­дарственным органам, т. к. каждый выделяется в общей системе го­сударственного механизма. При характеристике государственного органа в узком смысле эта специфика позволяет отнести армию к органам прямого, непосредственного принуждения. С другой сторо­ны, армия в лице своего верховного главнокомандующего (как пра­вило, главы государства), комитета законодательного органа, а также военного министра (члена правительства) непосредственно участвует в выработке направлений внешней и внутренней политики государства. В. П. Прокопьев определяет армию через такую понятий­ную категорию, как «государственный военный институт». В воору­женных силах помимо верховного военного командования и военного министерства существуют многочисленные учреждения: главные и специальные управления, штабы и командования, воинские части различных родов войск. Эта совокупность дополняется военизиро­ванными организациями и военным ополчением, военно-учебными заведениями, военными предприятиями и т. д., что в теории государства называется «вещественными придат­ками армии»[7]. Армия в должной мере самостоятельна, оформлена, как правило, на основе общегосударственного (конституционного) и специального военного законодательства, выполняет государствен­ные задачи, т. е. обладает всеми признаками государственного инс­титута. Можно говорить о трех принципиаль­ных признаках армии, дающих в совокупности представление о ней как о политическом институте. Во-первых, армия – учреждение государственное. В классовом обществе она, как и государство в це­лом, выражает интересы определенных классов, социальных групп. Вместе с тем армия призвана выражать и защищать интересы общего­сударственные и общесоциальные. Осуществляя управление общест­вом, охраняя его экономическую и социальную структуру, государс­тво имеет на мировой арене и внутри страны свои особые интересы и задачи, сущность и объем которых определяются как самой приро­дой государства, так и историческими условиями его развития. Для их достижения оно должно заботиться об обеспечении своего поли­тического могущества, без которого само его существование зави­село бы от случая и подвергалось бы опасности насильственного посягательства со стороны тех или иных внешних или внутренних деструктивных сил. Если поставленные перед государством задачи не могут быть достигнуты мирными способами, то крайним средством их осуществления выступает непосредственное применение государс­твом его физической силы, т. е. вооруженная борьба. Для этого и создается специальная организация – армия. Как реальная сила, она составляет необходимую опору и орудие верховной власти и во всем объеме принадлежит государству, составляя с ним единое целое. Правовой статус этого института определяется совокупностью пра­вовых норм, регламентирующих вопросы его организации, внутренней жизни и функционального использования. То есть армия как орган государства есть организация правовая. Во-вторых, важным призна­ком армии как специфической организации является то, что она организация вооруженная. От различных институтов государства (представительных и исполнительных органов власти, органов уп­равления, правосудия, прокуратуры и др.) армия отличается тем, что является вооруженной силой, объединением вооруженных людей. Благодаря этому, армия обладает таким качеством, которого не имеет ни одна невоенная организация, – боевой мощью, используя которую, государство может осуществить самые жесткие принудитель­ные функции. Опираясь на армию, оно, при определенных условиях, может обойтись и без них, ибо сам факт наличия вооруженной орга­низации является значительным психологическим фактором, прида­ющим авторитарную силу актам государственной власти и гарантиру­ющим неприкосновенность законного порядка в государстве. В-третьих, армия – это государственная военная организация осо­бого назначения: она способна вести войну и вооруженную борьбу. Опираясь на эту способность армии, государство использует ее как инструмент внешней и внутренней политики. Так, статья 10 Федерального закона «Об обороне» определяет, что Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Нельзя согласиться с мнением В. Н. Хропанюка, что внутренние функции вооруженных сил отмирают[8]. Об этом говорит опыт современного Российского государства, где Вооруженные Силы во взаимодействии с органами государственной безопасности, внутренних дел и другими «силовыми структурами» являются важнейшим компонентом в системе обеспечения внутренней безопасности общества и государства (значительный опыт накоплен и в зарубежных странах[9]). Это особенно актуально в связи с возрастанием внутренних угроз социального характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков, деятельность незаконных вооруженных формирований и т. п.), к противодействию которым привлекается и российская армия, что находит свое отражение и в современном российском законодательстве[10]. Кроме того, вооруженные силы систематически привлекаются к ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера.

Еще один вид федеральной государственной службы – правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина[11].

Важную роль в осуществлении правоохранительной функции государства играют органы внутренних дел, в том числе милиция.  В соответствии с законом «О милиции» милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами[12]. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняя следующие задачи: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Внутренние войска также входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств[13]. На внутренние войска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

Обеспечение безопасности государства возлагается на специальные органы. Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности[14].

[1] Байтин М. И. Указ. соч. С. 102.

[2] Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 83.

[3] Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

[4] Игнатенко А. В. Армия в государственном механизме рабовладельческого Рима эпохи республики : дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1981. С. 195.

[5] Политология: Энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. С. 27; Военный энциклопедический словарь. М., 2002. С. 81.

[6] Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.

[7] См.: Прокопьев В. П. Армия в государственном механизме буржуазной Германии 1806–1918 гг. Историко-правовой анализ : дис. … д-ра юрид. наук. Калининград, 1988. С. 9–10.

[8] Хропанюк В. Н. Указ. соч. С. 148.

[9] См., например: Правовые и организационно-тактические основы применения воинских формирований для обеспечения внутренней безопасности в некоторых зарубежных государствах. М., 2002.

[10] См.: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750; Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146; Приказ МВД РФ «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации» от 19 марта 1997 г. № 162 и др.

[11] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

[12] Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

[13] Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.

[14] Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!