Марксистский и немарксистский подходы к анализу общественной жизни

26 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Согласно сторонникам первого подхода, история человечества едина, она в целом движется по линии прогресса. При этом степень прогрессивности общества можно проверить при помощи определенных критериев. Сторонники второго подхода отрицают единство человеческой истории, наличие в ней общего пути для всех народов, полагая, что следует говорить лишь об истории отдельной культуры, которая имеет свои, только ей присущие закономерности развития. По этой причине они отрицают наличие общих для всех культур критериев прогресса.

Одним из ярких проявлений первой точки зрения является марксистская концепция, основанная на теории общественно-экономической формации.

Парадигмой марксизма является признание наличия конечной цели развития, глобальной исторической перспективы, некой абсолютной истины, потенциально содержащейся в самой объективной реальности, в ее законах. Знание этих объективных законов, по мнению марксистов, позволяет делать историю предсказуемой. Из этой препарированной Марксом из философии Гегеля идеи и родилась теория общественно-экономической формации, суть которой сводится к следующим положениям:

1. История представляет собой последовательную смену качественно различных типов общества, имеющих свои особенности. Эти типы общества называются общественно-экономическими формациями.

2. Определяющим фактором формирования типа общества (общественно-экономической формации) является способ производства материальных благ. Поскольку история представляет собой последовательную смену пяти способов производства, то ее можно представить в виде пяти сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

3. Существует цель истории – достижение своеобразного Царства Божьего на земле, называемого коммунизмом. Это такое общество, где полностью раскрываются все сущностные силы человека, исчезает эксплуатация чужого труда, отпадает надобность в таком политическом институте, как государство, и в таком регуляторе общественных отношений, как право.

Таким образом, общественно-экономическая формация – это тип общества, основанный на определенном способе производства. Если бы процесс производства материальных благ состоял из десяти, а не пяти способов производства, то и история представляла бы собой последовательную смену десяти общественно-экономических формаций.

В каждой общественно-экономической формации выделяют базис и надстройку. «Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющая систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу»[1] Марксисты говорят об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. «В категориях «базис» и «надстройка» показана зависимость от материальных отношений, не только всех других отношений, но и теорий, а также учреждений. Как известно, К. Маркс употреблял термин «базис» как образное выражение именно доказательства того, что материальные, производственные отношения лежат в основе всех других отношений, что они определяют характер надстройки»[2].

Период перехода от одной общественно-экономической формации к другой называется социальной революцией. «Революция есть такое преобразование, которое ломает старое в самом основном и коренном, а не переделывает его осторожно, медленно, постепенно, стараясь ломать как можно меньше»[3]. Это такой период в развитии общества, когда старой общественно-экономической формации уже нет, а новой – еще нет.

Социальную революцию следует отличать от социальной реформы. Социальные реформы проводятсяв рамках общественно-экономической формации и направлены, как правило, на ее укрепление. Они характеризуют собой эволюционную форму развития общества. Социальная революция же есть радикальное изменение общества, всегда связанное с разрушением старой общественно-экономической формации.

Идея наличия общих закономерностей в истории всех народов, единого пути, который обязателен для всех культур, поддерживается и сторонниками теорий технологического детерминизма.

[1] Спиркин А. Г. Основы философии. М., 1988. С. 390.

[2] Категории исторического материализма. М., 1980. С. 66.

[3] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. М., 1974. С. 222.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!