Марк Туллий Цицерон

14 Окт 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Одной из ярких политических личностей 60-х гг. до н. э. был Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero, 106 - 43 гг.). Цицерон был земляком Мария, родился близ города Арпина, на Верхнем Лирисе, в семье римского всадника. По легенде, предки Цице­рона проводили жизнь в деревне, занимались сель­ским хозяйством и особенно разведением гороха, от­куда и происходит прозвище «Цицерон» (Cicero от cicer — горох). Несмотря на скромный достаток, Цицерон получил блестящее философско-литератур­ное и ораторское образование. В Риме он занимался у знаменитого оратора Лициния Красса, юриста Квинта Муция Сцеволы, два года обучался в Афинах и на острове Родосе. Цицерон участвовал в Союз­нической войне, был очевидцем борьбы Мария и Сул- лы, пережил сулланскую диктатуру и спартаковское восстание. В качестве адвоката Цицерон впервые вы­ступил по делу Публия Квинкция, а затем, в 80 г., по делу Секста Росция Америйского. Популярным же Цицерон становится со времени громкого процесса сицилийского претора Верреса (Verres), сулланца-оптимата, обвиненного в превышении власти и ограб­лении провинции.

Свое обвинение молодой адвокат Цицерон построил весьма эф­фектно, развернув картину бесконтрольного хозяйничанья одно- го из представителей непопулярной тогда партии оптиматов. Дело Верреса, покинувшего Рим в начале судебного процесса, нанес­ло сильный удар оптиматам, укрепило всадников и положило на­чало адвокатской, литературной и политической карьере Цицеро­на. В послесулланский период не было ни одного сколько-нибудь значительного события в политической и культурной жизни Рима, в котором Цицерон не принимал бы участия.

Для историка Цицерон представляет интерес потому, что он ярче и полнее, чем кто-либо из его современников, в много­численных, блестящих по форме, богатых и разнообразных по со­держанию речах, философских трактатах и письмах отображает все перипетии римской истории конца Республики. Судебно-поли­тические речи, философские трактаты и письма Цицерона содер­жат богатейший материал, касающийся всех сторон общественной жизни, науки и искусства. Его произведения являются зеркалом, собирающим и отображающим движения социальной жизни и культуры Римской республики.

Появление на исторической арене Цицерона, в полном смы­сле слова «нового человека», свидетельствовало о высоком ин­теллектуальном уровне римского общества и о большой роли, ко­торую тогда играла в римском обществе интеллигенция, — поли­тики, писатели, адвокаты и поэты. В противоположность Помпею, Крассу, Цезарю и другим магнатам и военным вождям, Цицерон не был ни магнатом, ни военным, ни аристократом. Человек сред­него достатка, он выдвинулся благодаря личному таланту, крас­норечию, литературному дарованию и энциклопедическому обра­зованию.

В молодости Цицерон был близок популярам, затем перешел к оптиматам, а позже сделался идеологом принципата. Полити­ческий идеал Цицерона выражен в его главных трактатах — «О государстве» (De re publica) и «О законах» (De legibus) — и отра­жен в его политических речах и переписке.

Идеальным строем, по Цицерону, является полития, в кото­рой существует сословная гармония (concordia ordinum), дости­гаемая правильным соотношением противоположных конститу­ционных элементов — аристократии, демократии и монархии. Высшим сословием в государстве должна быть землевладельче­ская аристократия, пополняемая, во избежание вырождения и косности, свежими силами из других сословий. Из известных ис­тории политических форм — монархии, аристократии и демокра­тии — каждая имеет свои положительные и отрицательные сто­роны, и при известных условиях всякая политическая форма мо­жет быть с точки зрения общего блага как плохой, так и хоро­шей. Но все же наилучшей является смешанная форма, при которой сочетаются элементы монархические, аристократичес­кие и демократические.

«Какую из названных тобой трех политических форм, — спра­шивает Сципиона Делий, один из участников диалога «О государстве», — ты считаешь наилучшей?» (quid maxime probas). «Собственно ни одну, — отвечает Сципи­он, — каждой из них в отдельности я предпочитаю смешанную из всех трех» (anteponoque singulis illud, quod conflatum fuerit ex omnibus).

«Наилучшей политической конституцией будет та, при которой в правильной пропорции совмеща­ются три принципа: монархический, аристократи­ческий и демократический».

При такой конституции сохраняются лучшие принципы, присущие различным политическим кон­ституциям: патриархальная любовь царя (caritas), разумность лучших людей (consilium optimatim) и любовь к свободе народа (libertas populi). Даже ди­кие звери ничем так не дорожат, как свободой (libertate ne feris quidem quicquam esse dulcius). При монархическом же или аристократическом строе этой основы общественной жизни не существует, и народ, лишенный политических прав, опускается до положения раба. Не может быть ничего лучше, кра­сивее и счастливее того положения, когда высшее право в государстве — издавать законы, судить и на­значать должностных лиц принадлежит народу (sivero ius suum populi teneant).

Если невозможно, как полагают некоторые фило­софы, имущественное и интеллектуальное равенст­во, то, по крайней мере, должно быть равенство по­литических прав. «Ни в каком другом государстве, за исключением того, где высшая власть принадле­жит народу (in qua populi potestas summa est), не мо­жет существовать свободы».

Теоретическое признание народного суверените­та, по теории Цицерона, не исключает, само собой разумеется, ни рабовладения, ни сословий внутри самой гражданской общины, ни имущественного не­равенства, ни неодинаковости положения на государ­ственной службе. Конструируемое им идеальное об­щество при всем своем формальном демократизме по существу остается рабовладельческим и аристокра­тическим. Народная санкция необходима для сохра­нения «сословной гармонии» внутри и обеспечения господства Рима в провинциях.

Аристократия вбирает в себя жизнеспособные элементы, возвышающиеся из рядовой массы граж­данства своим богатством или личными заслугами. Основным экономическим источником существова­ния Цицерон считает земледелие, как наиболее поч­тенное и достойное свободного человека занятие. «Нет ничего лучше земледелия, ничего изобильнее, ничего приятнее, ничто более не достойно свободно­го человека».

Все же остальные виды занятий — денежные опе­рации, крупная торговля и интеллигентские профес­сии — рассматриваются им как профессии второго сорта, более или менее терпимые и необходимые для существования государства. В этом пункте Цицерон в такой же степени идеолог аграрно-рабовладель- ческого государства, как и его учителя — греки Ари­стотель и Полибий.

Ярче всего аристократизм Цицерона чувствуется в его презрительном отношении к ремесленной дея­тельности как к источнику существования. В тракта­те «Об обязанностях» (De officiis) Цицерон различа­ет два разряда занятий: занятия почетные, достойные свободного гражданина (liberates) и занятия грязные (sordidi), унизительные и недостойные свободного гражданина. К последней категории относятся все работы, связанные с получением вознаграждения за физический труд. В мастерской нельзя сделаться по­рядочным человеком — такова точка зрения Цицеро­на, весьма типичная для рабовладельческого государ­ства.

«Эти люди — слуги и ремесленники, — получая вознаграждение за свой физический труд, тем самым как бы отчуждают свою личность или, другими сло­вами, продают себя в рабство...» (opifices omnes in sordida arte versantur nee enim quidquam genuum habere potest officina) .

Более почетна профессия крупных торговцев, да­ющая большой доход (magna et copiosa mercatura), и, наоборот, презренна мелкая торговля, разносная и развозная. Из интеллигентских профессий более всего почетны искусства (artes), медицина, ар­хитектура и преподавание, приносящие славу и со­лидный доход.

Задача государственной власти, по Цицерону, за­ключается в поддержании «сословного равновесия» (concordia ordinum) при сохранении господства выс­ших классов — оптиматов и всадников. В речи за Манилиев закон и в последующих речах и трактатах Цицерон стремится примирить оптиматов и всадни­

ков на почве общих интересов, внешней и внутрен­ней политики.

В 64 г. Цицерон вместе с Гаем Антонием был из­бран консулом на 63 год. Оптиматы и всадники про­вели избрание Цицерона против другого кандида­та — сулланца Луция Сергия Катилины.

Консульство Цицерона ознаменовалось двумя крупнейшими событиями последних десятилетий Римской республики — аграрным законопроектом Сервилия Рулла и заговором Катилины.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!