Малая группа. Классификация малых групп

Психология и поведение отдельного человека существенно за­висят от социальной среды. Она представляет собой сложно орга­низованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые «группами». Среди групп можно выде­лить большие и малые. Большие представлены государствами, на­циями, народностями, партиями, классами, социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, воз­растным, половым, культурным и другим признакам. Эти группы воздействуют на психологию и поведение личности опосредство­ванно: через проводимую ими политику, идеологию и создавае­мую культуру.

Непосредственным проводником идеологии больших социаль­ных групп применительно к каждой конкретной личности являет­ся малая группа. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Малая группа—это немногочисленное по составу объединение людей, члены, которого имеют общую цель и находятся друг с дру­гом в непосредственных личных контактах. Малая группа пред­ставляет собой элементарную ячейку общества, через которую лич­ности передаются от общества разнообразные влияния и осущест­вляется обратный процесс воздействия личности на общество. Это прежде всего семья, трудовой коллектив, включающий до 30-40 человек, учебные группы, спортивные команды, объединения близких друзей и приятелей и т. п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет ее, придает ей относительную социально-психологическую автономию, отлича­ет данную группу от остальных. Эта общность может обнаружить­ся по своим различным характеристикам—от чисто внешних (на­пример, территориальная общность людей, случайно собравшихся вместе по какому-то делу) до достаточно глубоких внутренних (например, члены семьи, объединенные родственными отношения­ми друг с другом). Мера психологической общности определяет сплоченность группы, которая является одной из основных харак­теристик уровня ее социально-психологического развития.

Рассмотрим классификацию малых групп. Условными, или номинальными, называются малые группы, ко­торые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность номинальным группам вы­деляются реальные. Они представляют собой действительно су­ществующие объединения людей, полностью отвечающие определе­нию малой группы. Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они воз­никают и существуют исходя из потребностей общества или вклю­ченных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные груп­пы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действительны, как и другие малые группы, но существуют временно - только в лаборатории. Условные, или номинальные, группы представляют собой ис­кусственно выделяемые исследователем объединения людей. В от­личие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название - официальные и неофициальные). Первые от­личает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и дейст­вуют как бы вне этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоя­щих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходить­ся с целями официальных организаций. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы:  в них нет достаточной психологической общности (спло­ченности), налаженных деловых и личных взаимоотношений, сло­жившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обя­занностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазви­тыми по определению являются, например, условные и лабора­торные группы (последние часто лишь на первых этапах их функ­ционирования).

Малые группы могут быть референтными и нерефе­рентными. Референтная - это любая реальная или условная (номи­нальная) малая группа, к которой человек добровольно себя при­числяет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для инди­вида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, мо­гут существовать и антиреферентные группы, поведение и психо­логию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Среди высокоразвитых малых групп в свою очередь сущест­вует два основных типа: корпорации и коллективы. Они имеют много общих признаков, характерных для развитых малых групп. Корпорациям свойственна такая деятельность, которая малополез­на или даже вредна для общества (к примеру, цели, преследуемые преступными малыми группами).

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Коллектив существует только в деятельности и общении. При этом деятельность имеет два аспекта - социальный и индивиду­альный. Результаты деятельности коллектива имеют важное об­щественное значение и в то же время способствуют развитию и саморазвитию каждого члена группы. В процессе такой деятель­ности поднимается общий тонус жизнедеятельности группы, ста­новятся более оптимистичными отношения, усиливается внутри-групповая защита от внешних негативных влияний.

Первая стадия развития характеризуется предъявлением тре­бований только со стороны руководителя и представ­ляет собой довольно низкий уровень группового сплочения. Вторая стадия - переходная. Она отличается динамикой соци­альных отношений. Формируются групповые нормы и ритуалы. Все большее количество индивидуумов способны к согласован­ным действиям. Складывается система лидерства. На третьей стадии коллектив сформирован. Это проявляется в согласованности действий всех членов группы. Групповые нормы и ритуалы выработаны. Нормы и санкции становят­ся общими для всех членов коллектива. Коллектив защищается от стагнации новыми способами дея­тельности, перспективами развития, предложенными рядовыми членами, существованием так называемых зон неуправляемости и,  конечно, все более глобальными целями жизнедеятельности, которые ведут за собой развивающиеся потребности индивидов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!