Логика как наука о мышлении. Формальная и диалектическая логика и их значение

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Логика возникла в IV в. до н.э. Ее основателем считают древнегреческого философа Аристотеля. В период своего становления логика в основном рассматривалась как одно из средств ораторского искусства. Примечательно, что одно из логических сочинений Аристотеля называется «Топика». Сначала она составляла часть философии, где рассматривалась в качестве учения о порядке вещей, а не идей. Но поскольку одним из задач обоснования истинности суждения является его соответствие объективной реальности, то логику стали рассматривать в качестве средства для наиболее адекватного отражения сущности вещей и применять  как орудие доказательства. В России логика появляется в начале XVIII века в качестве одного из обязательных учебных дисциплин в духовных академиях и семинариях. Так, в открытой в 1701 году Киевской духовной академии, курс логики читал сам префект – Стефан Яворский. Свой вклад в развитие логики в России внес русский ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов. В 1743 году он пишет сочинение «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», а в 1748 году расширяет его объем в три раза и публикует под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Как видно, в России логика сначала развивается как прикладная наука, предназначенная для усиления эффекта речи.

Логика (греч. logos – слово, мысль, разум) – совокупность наук о сущности, формах и закономерностях мышления. Это довольно широкое определение, не позволяющее выразить специфику каждой из логик, которых очень много. Известный специалист в области логики  С.Клини пишет: «Со времени открытия неевклидовых геометрий Лобачевским (1829 г.) и Бойяи (1833 г.) стало ясно, что мысленно равновозможны различные системы геометрий... Точно так же имеются и различные логики».  Можно говорить о модальной логике, диалектической логике, комплексной логике и т.д. Формальная логика – наука, занимающаяся анализом структуры (формы) высказываний и доказательств. Основное внимание она обращает на форму мысли, что достигается отвлечением от ее содержания. Формальная логика состоит из традиционной и математической (символической). Традиционная логика изучает формы мысли при помощи естественного языка. Математическая (символическая) логика изучает эти формы, используя искусственные языки (формализованные языки или исчисления).  Она является как бы более точным выражением  формальной логики, где точность достигается за счет использования однозначного языка.

Основателем математической логики считают Г.Лейбница, который полагал, что в будущем все споры будут легко решаться путем вычислений при помощи карандаша и бумаги. После него математическую логику развивали Дж.Буль, Ч.Пирс, П.Порецкий и др. В ХХ в. значительный вклад в ее развитие внесли Г.Фреге, Д.Гильберт, Я.Лукасевич, А.Тарский, К.Гедель, А.Черч, А.А.Марков, С.А.Яновская и др. Математические методы, применяемые в логическом анализе, позволили превратить формальную логику в стройную и строгую науку, оперирующую точными высказываниями и разрабатывающую незаменимые средства для доказательства в науке и практике. Ныне математическая логика позволяет совершенствовать компьютерные программы, составлять новые  контактно-релейные схемы в технике, разрабатывать усовершенствованные методы в квантовой механике, структурной лингвистике и т.д. Наиболее крупными разделами математической логики являются исчисление высказываний и исчисление предикатов.

Но и традиционная, и математическая логика изучают лишь формы мышления, не задумываясь, откуда взялись эти формы мышления и почему им можно доверять. На эти вопросы отвечает диалектическая логика, которая изучает сущность и закономерности развития мышления. Диалектическая логика возникает в рамках немецкой классической философии. Так, И.Кант впервые делит логику на формальную и трансцендентальную. По мнению немецкого философа, формальная логика отвлекается от содержания знания и занимается только формами мышления вообще. Для трансцендентальной логики же характерно то, что она изучает формы мысли в связи и зависимости от содержания,  субстанции познаваемой области. И только в ней достигается синтез формы и содержания. Правильно заметив достоинства диалектической («трансцендентальной») логики, Кант принизил познавательные возможности формальной логики, на что справедливо указывает С.Л.Франк: «Кант не только – правомерно – различал вообще «трансцендентальную» логику от «формальной», но и – неправомерно – думал, что можно построить первую, совсем не затрагивая последней; в отношении «формальной» логики он, как известно, полагал с величайшей наивностью, что со времени Аристотеля она «не смела сделать ни шагу назад и не могла сделать ни шагу вперед».

Особая заслуга в развитии диалектической логики принадлежит другому представителю немецкой классической философии – Гегелю, разработавшему целостную систему диалектических знаний. Он пишет, что формы мысли, изучаемые формальной логикой, касаются не истинности познания, а только его правильности.  Дело в том, что мысль может быть правильной по своей форме, но не соответствовать действительности. Истину же можно познать лишь при помощи методов диалектической логики.

Таким образом, диалектическая логика не отвергает формальную, а позволяет уточнить границы, место и возможности  последней  в познавательной деятельности человека.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!