Литература XVIII века
У просветительской литературы возникает свой читатель, стремящийся к самообразованию, к приобретению рациопального мировоззрения. Просветительская литература отнюдь не была литературой для избранных, тиражи ее были огромны, например роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» выдержал более семидесяти изданий, опередив все другие произведения того времени. Вольтеру принадлежит фраза: «Все жанры хороши кроме скучного». Философам-просветителям удавалось излагать свои представления о человеке и обществе в литературных произведениях, мгновенно завоевывающих массового образованного читателя.
Если в XVII в. культурным центром был только королевский двор, то в XVIII в. в моду входят философские кружки и салоны, посещавшиеся новыми «властителями умов» — писателями и философами.
Наиболее полно и ярко выразил идеи своего века Вольтер (1694—1778) (настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ). Возник даже термин «вольтерьянство», ставший синонимом свободомыслия. Деятельность Вольтера была столь многогранна, что один из правителей, претендовавших на звание просвещенного монарха, прусский король Фридрих II до встречи с Вольтером считал, что под этим именем издаются труды целой академии. Вольтер был философом и поэтом, драматургом и историком, юристом и публицистом. Он прожил 84 года, был назван некоронованным монархом Европы и стал человеком, памятник которому был поставлен еще при жизни. Как и все просветители, он вел огромную переписку (одним из его адресатов была Екатерина II).
Вольтер не был дворянином по происхождению, его отец был скромным нотариусом. Несправедливость «старого порядка» он испытал на себе, когда очутился в Бастилии за попытку ответить на оскорбление, нанесенное аристократом. Долгие годы Вольтер провел за границей, сначала в Англии, политическое устройство которой, передовое для Европы, вызвало его восхищение, а затем в Прусии. Прусский монарх Фридрих II пытался реализовать идеал просвещенного монарха и был поклонником Вольтера. Вольтер же, считавший, что просвещать нужно всех, от крестьянина до короля, надеялся превратить Фридриха II в философа. Последние двадцать лет жизни Вольтер провел в Швейцарии. Язвительный язык Вольтера не раз был причиной его изгнания и даже тюремного заключения. Приехав в Париж накануне революции в 1778 г., он был встречен с триумфом, ставшим для него неожиданностью. Вольтер скончался через три месяца после возвращения. Теперь прах его покоится в Пантеоне, а надпись на могиле гласит: «Он подготовил нас к свободе».
Известность молодому Вольтеру принесли его театральные пьесы, но его подлинный успех был связан с публицистическими выступлениями и романами. Из художественного наследия Вольтера наиболее известны «Философские повести», писавшиеся на протяжении десяти лет. Одна из этих повестей «Кандид, или Оптимизм» рассказывает о приключениях и странствиях юноши по имени Кандид. Вольтер сталкивает своего героя со всевозможными бедами:
ужасными войнами, лживостью и .фанатизмом, рабовладением, тщеславием и скукой. Повесть Вольтера становится сатирой на неисправимых оптимистов, верящих в лучший из миров. Сарказм автора виден даже в подзаголовке повести, рассказывающей о человеческих пороках. Однако трагизм происходящего автор передает с иронией, с тем смехом, который стал неотъемлемой характеристикой стиля Вольтера.
Современником Вольтера был Жан Жак Руссо (1712—1778), также философ и писатель. Лозунг «Свобода, равенство, братство», выдвинутый Французской революцией, был взят из произведений Руссо.
Подобно Вольтеру, Руссо был выходцем из «третьего сословия» (его отец был часовщиком), а сам Руссо, скитаясь по Франции, сменил немало профессий.
Если Вольтер саркастически отзывался о пороках, свойственных людям, то Руссо считал, что причинами порочности являются обстоятельства, сам же человек по природе своей существо нравственное и добродетельное. Руссо стал первым критиком цивилизации, указав на те негативные последствия, которые связаны с ее появлением. Он идеализировал нравы дикаря как «естественного человека» (сравнение морали цивилизованных народов и так называемых дикарей было в XVIII в. весьма актуальной темой). Такое мировоззрение получило название «руссоизм» в честь его создателя. Изложив свои взгляды в первом значительном произведении «Рассуждение о науках и искусствах», поданном на конкурс на тему:
«Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», Руссо сразу же приобрел известность как мыслитель.
Настоящим потрясением стал роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Подзаголовок романа напоминает о знаменитой любовной истории Средневековья,— любви философа Абеляра и Элоизы. Выбирая жанр эпистолярного романа — романа в письмах, автор раскрывает перед нами чувства героев. Руссо был мастером психологического анализа, не случайно то влияние, которое он оказал на Льва Толстого, пережившего увлечение им и с восхищением отзывавшегося о творчестве Руссо. Как писатель Руссо также отстаивает представление о том, что добродетель, чувствительность, стремление к счастью свойственны всем людям, а принцип «человек человеку волк» исповедуют лишь люди испорченные. Роман Руссо был лирико-философским, он затрагивал множество проблем от любви до социального неравенства и имел огромный успех. Не менее известен роман Руссо «Эмиль, или о воспитании», а также автобиографическая «Исповедь», в которых Руссо раскрывает процесс формирования личности. Психологизм Руссо стал литературным открытием XVIII века.
Имя Дени Дидро уже упоминалось в связи с изданием «Энциклопедии», редактором и издателем которой он был. Наряду с работой над Энциклопедией Дидро продолжал работу над сочинениями по эстетике и философии, художественными произведениями. Многие исследователи считают, что с именем Дидро связано формирование современной художественной критики. Дидро возлагал на искусство большие надежды, много размышляя о критериях художественности, о понятии правды в искусстве. Он опубликовал большое количество трудов по теории театра и драматургии («Парадокс об актере»), изобразительного искусства («Образы художественных салонов»).
По мнению Дидро, искусство, литература и театр должны играть решающую роль в воспитании народа. Художественное творчество должно правдиво отображать жизнь. Дидро выступает против безыдейного искусства, искусство должно воспитывать, быть дидактичным, поучать зрителя, «выражать великое правило жизни». Такая позиция вообще характерна для просветительной, искренне веривших в бесконечные возможности разума, в силы самого человека и возлагавших особые надежды на искусство. Если человека можно и нужно воспитывать и формировать, то в первую очередь к этому призвано искусство. Именно эту задачу выполняли просветительские романы, подобные цели ставились и перед другими видами искусств.
Влияние философии на искусство XVIII в. было столь велико, что даже писатели, не являвшиеся профессиональными философами, тяготели к философским обобщениям. В полной мере можно отнести это суждение к творчеству Джонатана Свифта (1667—1745), английского сатирика и публициста, автора знаменитых «Путешествий Гулливера».
Автор романа-памфлета рассказывает о пребывании Гулливера в фантастических странах, но изображение законов и порядков в этих странах становится либо карикатурой на общество, либо пародией на утопию.
Свифт носил рясу священника и был настоятелем самого большого собора в Ирландии. Он опубликовал ряд памфлетов, направленных против политики английского правительства. Высмеял ли Свифт в сатирической форме нравы современной ему Англии? В той же степени, в какой и несовершенство общественного устройства любого государства. Критика человеческих пороков, политических обманов остается актуальной всегда и делает роман Свифта бессмертным, так же как и блестящая сатирическая форма, фантастические образы и прекрасный язык.
Рассказ о просветительском романе XVIII в. был бы неполон без упоминания о Даниэле Дефо (1661—1731), авторе всемирно известного «Робинзона Крузо». Повествование Дефо привлекает внимание не только занимательностью рассказа о судьбе моряка, потерпевшего кораблекрушение, но и философским смыслом. История Робинзона воплощает просветительские представления о разумности и практичности деятельности человека, о значении знаний и труда, деловитости и предприимчивости.
Успех романа Дефо был таков, что автор, не помышлявший о его продолжении, написал вторую и третью части.
Роман Дефо оказал огромное влияние на развитие литературы (возникает целый жанр романов-путешествий, к которому относился и Вольтеровский «Кандид»). В литературоведении утвердился даже термин «робинзонада» как изображение жизни человека, оказавшегося вне общества.
Дефо впервые вводит в литературу тему труда, ведь именно он позволил Робинзону остаться человеком.
Жизнь самого Дефо была столь полна событиями, что могла бы быть положена в основу авантюрного романа: занимаясь коммерцией, он оказывался банкротом и вынужден был скрываться от полиции и кредиторов. Дефо был хорошо известен в Англии как публицист: в своих трактатах и памфлетах он размышлял об изменении существующих порядков, не раз подвергался арестам и даже был приговорен к стоянию у позорного столба за один из своих памфлетов. Внеся существенный вклад в развитие журналистики, в историю литературы Дефо вошел прежде всего как романист, как автор знаменитого «Робинзона Крузо».
Творчество Иоганна Вольфганга Гете (1749—1832) было вершиной и немецкого, и европейского Просвещения. Поэт и философ, прозаик и драматург, государственный деятель и естествоиспытатель Гете оставил огромное наследие: стихотворения, романы, поэмы, статьи и воспоминания. В художественном методе Гете соединяются черты барокко, сентиментализма и классицизма. К первому этапу его творчества — периоду литературного движения «Бури натиска» относится роман «Страдания юного Вертера». Подобно Руссо Гете выбирает жанр эпистолярного романа, основываясь на собственных переживаниях. Гете рассказывает историю трагической любви Вертера, чувствительного, ранимого молодого человека к доброй и нежной девушке Лотте. Но их союз невозможен, героиня принадлежит другому, а одиночество Вертера приводит его к самоубийству. В духе сентиментализма Гете описывает глубокое искреннее чувство любви, открывающееся человеку независимо от его сословной принадлежности.
Век Просвещения был веком литературы, романы оказывали на умы современников воздействие, которое казалось бы нам сейчас невероятным. Молодые европейцы решили, что ценой жизни могут доказать подлинность своей страсти и по Европе прокатилась волна самоубийств.
Самым значительным произведением второго этап творчества Гете стал «Фауст». Созданный в жанре трагедии, он однако не рассчитан на сценическое воплощение. Можно говорить о просветительском содержании произведения Гете. Фауст — герой, находящийся в поисках истины, заключает договор с Мефистофелем, дьяволом, дарующим ему молодость.
Фридрих Шиллер (1759—1805) тайно читал Гете, Руссо, Лессинга в военной академии. Получив медицинское образование, он посвятил себя литературе. Его драма «Разбойники» имела оглушительный успех у публики. Главный герой драмы Карл фон Моор не обычный разбойник, а герой, мечтающей об освобождении всего человечества, о превращении Германии в республику. В мечтах героя узнаваем просветительский идеал, карающий преступных богачей и защищающий бедняков. Такие пьесы Шиллера, как «Коварство и любовь», «Дон Карлос», «Мария Стюарт», также были обращены против тирании и деспотизма, сословного деления, осуждали насилие. Драматургия Шиллера была чрезвычайно популярна и в XVIII в., не теряет она своей популярности и в наше время.
Просветительскую концепцию человека в искусстве отстаивал и Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781), немецкий писатель, основоположник литературной критики и теории. Подобно многим просветителям Лессинг совмещал в себе различные дарования: он был писателем, литературным критиком, журналистом и драматургом. Родившийся в семье пастора, он получил богословское образование, но увлекся театром и мечтал стать «немецким Мольером».
Лессинг пропагандировал в Германии английских и французских просветителей, печатал в газетах рецензии на труды Дидро, Вольтера, Руссо. Результатом углубленных занятий Лессинга теорией и историей искусства стал трактат «Лаокоон , или О границах живописи и поэзии», в котором автор проявил себя не только как драматург, но и как театральный критик. Полемизируя с представлением о том, что спокойствие является важнейшим принципом красоты, Лессинг тем самым выступает сторонником действия как в произведениях искусства, так и в реальной жизни. С его точки зрения, эталоном прекрасного могли служить не только произведения античности, но и творения современников. В трактате отражены поиски новых путей развития искусства, требование расширений сферы искусства (живописи и поэзии). Поэзия, изображающая события в действии, должна, по мнению Лессинга, выражать чувства и страсти, ориентироваться на проникновение в психологию образа, а не на описательность.