Литература как учебный предмет в школе

«Что такое литература в шко­ле? — говорил А. Т. Твардовский, обращаясь к учительскому съезду.— Литература в школе — это то же, что литература в жиз­ни, только в школе она является процессом планомерного, сис­тематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». А. Т. Твардовский указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие.

Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литера­туры, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.

В соответствии с потребностями и возможностями растуще­го человека предмет строится ступенчато: он опирается на чи­тательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по IX класс, задача которого— ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу Х-XI классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники пости­гают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Ли­тература относится к предметам эстетического цикла вмес­те с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Изучение словесного искусства в среднем звене взаимо­связано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возла­гается художественное воспитание школьников. Но и в средних, и в старших классах литература вступает в многообразные кон­такты со всеми без исключения школьными предметами: во-пер­вых, в литературе выражается все многообразие жизни, для по­нимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирает­ся на литературу, для того чтобы, раскрыть красоту человечес­кой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества.

Особенно тесны связи литературы и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе с тем словесное искусство — сокровищница и мастерская самых высо­ких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся отно­сятся в равной степени к обоим предметам.

Литература прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об ис­торической обстановке, социальных проблемах. В свою очередь, обществоведение и история не могут обходиться без литерату­ры, помогающей увидеть закономерности общественного разви­тия в сложном течении жизни, в единстве «судьбы человеческой и судьбы народной» (А. С. Пушкин).

Разумеется, художественная культура человека складывает­ся под воздействием не одной только школы. Но бесспорно и решающее влияние школьного преподавания на становление и развитие художественных интересов и способностей в детском, подростковом, юношеском возрасте.

И если уроки литературы оказываются мало эффективными, причина чаще всего в том, что преподавание приходит в проти­воречие с природой литературы и читательской деятельностью, что утрачивается понимание сущности и задач предмета. Учите­лю необходимо помнить, что программа, учебники, пособия — все это становится действенным лишь благодаря его профессио­нальному мастерству и творческому мышлению. Передовое учи­тельство, методическая наука накопили ценнейший опыт препода­вания литературы. Задача каждого учителя — сделать этот опыт своим достоянием, внести в него собственную живую мысль, жи­вое чувство любви к искусству и к детям — только тогда для его учеников уроки литературы станут верной дорогой в литерату­ру как искусство.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!