Литература и театра в России XVIII века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Развитие литературы в XVIII в. также связано с петровскими преобразованиями. Петр I провел ряд реформ, повли­явших на становление новой словесности. Одной из первых была реформа гражданского шрифта, проведенная в 1708—1710 гг., ко­торая упростила сложную кириллицу и разделила области светской и церковной книжности. По известному выражению М.В. Ломоно­сова «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Реформа позволила наладить выпуск газет, первой из которых были «Ведомости» (1702). А с 1708 года начинается выпуск массовых ежегодных календарей и значительно увеличивается количество издаваемых светских книг. Для воспитания молодого дворянства были выпущены специальные книги: «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), «Юности честное зерцало, или По­казание к житейскому обхождению» (1719).

Поскольку начало века в целом являлось переходным периодом к новой культуре, то и литература этого времени носила переходный характер. Длительное время в литературе продолжали существовать старые формы, однако содержание произведений менялось. В прозе продолжали появляться повести, ориентированные на традиции древнерусской литературы. Хотя герой повестей уже иной. В мотивах деятельности нового героя наблюдаются просветительские идеалы личных достоинств: активности, решительности, здравого смысла. Герой говорит светскими утонченными фразами, претендуя на образованность. Но литературный язык Петровской эпохи крайне пестр: это использование церковнославянской лексики, старосла­вянизмов и применение иностранных слов. Вымысел играет веду­щую роль в художественном произведении. Создаются новые стили и жанры в светской литературе.

Популярным жанром в петровское время являются «гистории». «Гистории» этой эпохи чаще всего анонимны. Распространение получили повести о русском матросе Василии Кориотском, дворя­нине Александре, купце Иоанне, задача коих убедить читателя, что все жизненные успехи связаны с личными достоинствами.

В Петровскую эпоху наблюдается развитие поэзии. В традици­онных вариантах силлабическая поэзия развивалась в стенах духов­ных учебных заведений. Это и канты-виваты, и застольные песни, и любовная лирика.

Особенностью силлабического стихосложения являлось задан­ное количество слогов в стихотворной строке и наличие рифмы, но допускающих беспорядок в расположении ударных слогов относительно безударных. В результате получались довольно ритмически нескладные строки.

Реформы Петра I послужили появлению «литературы проек­тов» — публицистики, задачей которой в петровское время стало обоснование идеологии абсолютной монархии.

Крупным писателем и публицистом 1-й четверти XVIII в. пред­стает Ф. Прокопович, заложивший основы теории литературы и художественно-эстетические принципы раннего классицизма (трак­таты «О поэтическом искусстве», «Риторика»). Новая эстетика требовала строгого соблюдения норм и правил. Однако в поэзии Ф. Прокоповича долгое время наблюдалась традиционная линия патриотических виршей XVII в.

В публицистических произведениях Ф. Прокопович изложил теорию русского абсолютизма, развивая идею просвещенного абсо­лютизма, носителем которого является «философ на троне», про­свещенный монарх, выразителем идеи выступал Петр I. «Слово на пофебение Петра Великого» (1725) выражает всю силу преданности императору и глубину скорби по ушедшему монарху.

Новый этап в развитии русской литературы связан с именем А.Д. Кантемира (1708—1744), стоящего у истоков российского клас­сицизма. Основной чертой классицизма бьиа ориентация на антич­ность, на рационализм. Правила рационализма включали: строгое разграничение жанров, схематизм образов и деление их на положи­тельные и отрицательные, правило трех единств: времени, места, действия, дидактизм,— стремление поучать и воспитывать.

Классицизм утверждал государственно-гражданский пафос. Центральной темой являлась борьба чувства и долга, разрешаемая в пользу последнего.

Российский классицизм носил самобытный характер. Его отли­чала резкая обличительная направленность, сатира и тесная связь с фольклором.

Особенность его состояла в теснейшей связи с просветительст­вом. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распрост­ранение знаний.

Антиох Кантемир был талантливой личностью. Уже с 1725 года он сочиняет лирические стихи и любовные песни. А. Кантемир стал родоначальником нового жанра в русской литературе — сатиры. В 1729 году выходят в свет девять сатир, в которых автор метко и талантливо обличает типичные человеческие пороки: невежество, лживость, самодовольство, возвеличивая идеалы Просвещения: ра­зум, честь, гуманизм. Все сатиры написаны сквозь призму ожиданий преобразований, обличая нравы послепетровской эпохи. Он автор новых форм стихосложения и создатель русского литературного языка. Именно князю Антиоху Кантемиру Россия обязана появле­нием в языке слов: народ, гражданин, характер, вкус и т. п.

Самобытным русским писателем-классицистом был В.К. Тредиаковский (1703—1769).

В.К. Тредиаковский заявил о себе как о прекрасном переводчи­ке, впервые познакомившим русскую публику с переводом франуз-ского галантно-эротического романа: «Езда в остров любви», снабдив перевод вставками из собственных стихов. Автор здесь выступил реформатором русского стихосложения, заменив силла-бику на силлаботонику, перейдя к принципиальной, более совер­шенной системе стихосложения. Основа нового стихосложения в правильном чередовании ударных и безударных слогов, что более соответствовало природе русского языка. Принципы нового стихо­сложения излагались в трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735).

Постепенно Василий Тредиаковский расширяет метрический горизонт, овладевая ямбом и гекзаметром. Русский гекзаметр, ос­нованный на ударном принципе, позволил воспроизводить ритмы античных авторов.

Главный труд В.К. Тредиаковского — монументальная поэма «Телемахида» (1766). Поэма написана гекзаметрами в духе гомеров­ского эпоса.

В эпоху классицизма сложилась новая художественная литера­тура с разнообразием жанров и форм (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман).

Идеологом и теоретиком российского классицизма стал М.В. Ло­моносов (1711—1765). «Письмо о правилах российского стихотвор­ства» (1739) и «Риторика» (1745) — вот базовые теоретические про­изведения, в которых он обосновал и развил идеи классицистской эстетики и гражданственности, считая оду лучшим жанром. Ломо­носов определил ее форму, язык, тематику, установил канон, в соответствии с которым создал двадцать од (1739—1764), ставших образцом государственной словесности. Содержание од — картины русского Севера, восхваление реформ Петра I, прославление твор­ческой энергии русского народа, изложение взглядов на устройство государства, описание деяний императрицы Елизаветы Петровны:

Когда на трон она вступила, Когда вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец.

А.С. Пушкин назвал духовные оды М.В. Ломоносова («Утреннее размышления о божием величии», «Вечернее») «вечными памятни­ками русской словесности». Стиль их метафоричен, гиперболичен, торжественен и одновременно прост:

Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне одна..

Так я в сей бездне погружен, теряюсь мысльми утомлен...

М.В. Ломоносов оставил произведения и в других классических жанрах: две трагедии, поэма, послания, идиллии, многочисленные надписи, похвальные слова. Его творчество поражает глубоким интеллектуализмом и универсализмом.

Основоположником новой российской драматургии вошел в историю русской словесности А.П. Сумароков (1717—1777). Он обновил национальную культуру светскими началами, ориентиро­ванными на европейский опыт. Талантливый драматург, поэт, острый критик и публицист, директор первого в России отечест­венного публичного театра, он целью своей поставил создание национальной литературы, не уступающей по уровню литературе европейских стран.

Широкую известность Сумароков получает в 1748 году, когда выходят в свет его теоретические трактаты «о стихотворстве». В них он подробно характеризовал основные жанры классицизма и тре­бования к литературным образцам.

Тогда же Сумароков пишет свою первую трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из истории Древней Руси, но выдержанную в правилах французской классической трагедии. Он автор еще не­скольких трагедий: «Гамлет» (1748) — подражание Шекспиру, «Си-нав и Трувор» (1750)—на мифологический сюжет из истории Новгорода, «Семира» (1751) — обращение к событиям Киевской Руси. Конфликт в трагедиях каноничен: это столкновение личных интересов и общественного долга. Трагедии носили воспитательный характер и служили своеобразной школой добродетели, поскольку призывали к терпимости и гуманизму.

А.П. Сумароков автор ряда одноактных комедий: «Чудовищи», «Ссора мужа с женой», «Нарцисс» (1750-е гг.). В них он высмеивает невежество, алчность, тупость, нерадивость, слепую подражатель­ность и другие типичные пороки не только того времени. В середине 1760-х годов драматург создает цикл сатирических комедий: «Опе­кун», «Лихоимец», «Ядовитый».

В 1770 году он создает знаменитую и единственную трагедию, основанную на подлинных национальных событиях,— «Димитрий Самозванец», центральной темой которой является вопрос о долге и ответственности самодержца перед народом.

Сумароков издавал первый чисто литературный журнал «Трудо­любивая пчела», на страницах которого публиковались его переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация и Лукиана.

Сумароков написал свыше 350 басен, был автором чудесных песен и романсов.

Особое место в русской литературе занимает Денис Иванович Фонвизин (1744—1792). Как рассказывает легенда, после представ­ления его комедии «Недоросль», Григорий Потемкин воскликнул:

«Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши; Имя твое бессмертно будет по одной этой пьесе». Автор классических национальных комедий известен был своим остроумием, незауряд­ными актерскими способностями и критическим умом, что впос­ледствии привело его в стан политической оппозиции правительству.

Комедия «Бригадир» (1769) написана как сатира, направленная против преклонения перед всем галантным — французским, хотя и создана по классическим канонам, при соблюдении правил трех единств. Однако комедия является самобытным художественным произведением, поскольку проблемы поставлены чисто российские и черты героев национальные, характеры и нравы легко узнаваемы.

Вершина творчества Фонвизина — бессмертный «Недоросль» (1782). По классическим канонам в основу пьесы положена любов­ная интрига, но это лишь фон, на котором разворачивается глубокий социальный конфликт. Автор показывает, что делает с человеком крепостное право, как оно уродует личность, формируя отврати­тельные черты. В комедии жестокость, грубость, варварство пока­заны в фотесковом виде. На сцену сатирически выведины глубоко типизированные образы с индивидуальными характеристиками:

Митрофанушка, Простаковы и Скотинины.

Комедия, направленная против невежества и помещечьего про­извола, оказала мощное влияние на развитие реалистических тра­диций в русской литературе.

Комедия ставилась в столицах и в других городах России. «Бабушка моя рассказывала мне,— писал А.С. Пушкин,— что в представлении «Недоросля» в театре была давка — сыновья Проста-ковых и Скотниных, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут и следственно видели перед собой своих близких и знакомых, свою семью».

А.С. Пушкин оставил замечательные стихи о Фонвизине:

Ты был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый. Денис, невежде бич и страх.

Крупнейшим поэтом 2-й половины XVIII в. был Г.Р. Державин (1743—1816). Его творческое наследие нельзя причислить ни к одному конкретному направлению в художественной культуре XVIII в. Творчество его неожиданное в сочетании стилей хранит образ мудрого и искреннего человека, посвятившего себя изображению реальной жизни. Одна из первых од Державина «На смерть князя Мещерского» (конец 1770-х гг.). Центральная тема — бренность жизни и неотвратимость гибели всего сущего. С того момента тема конца становится сквозной в творчестве поэта. А в оде «Бог» поэт описывает свое видение сути человека, которому отводится «поч­тенная средина естества» между телесными тварями и небесными духами. Прославила же Державина и выдвинула в число первых поэтов ода «Фелица» (1782), в которой он прославляет просвети­тельские идеалы и рисует образ просвещенной императрицы Ека­терины II.

Расцвет творчества поэта приходится на 1790-е годы, в которые он пишет несколько патриотических од: «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор», в которых придер­живаясь классических традиций, прославляет сильное государство и сынов Отечества.

Внимай, Европа удивленна, Каков сей Россов подвиг был...

А слава тех не умирает, Кто за Отечество умрет.

В завершающий период творчества поэт обратился к темам радостей семейной жизни. А за три дня до смерти написал редко­стные по выразительности и глубине стихи:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.

Противоречивые тенденции в национальном классицизме во второй половине XVIII в. привели к постепенному переходу от классического канона к сентиментализму и реализму.

Сентиментализм раскрывает внутренний мир конкретного че­ловека через эмоции и чувства. Расцвет национального сентимен­тализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766—1826). Литературная известность пришла к нему в начале 1790-х годов, когда в «Московском журнале» печатались «Письма русского путе­шественника» (1791—1792) и сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792). Теоретической основой которых явился антикласси­цизм: не разум, а чувства человека должны быть основой художе­ственной эстетики.

В «Письмах...» автор дает портреты многих европейских знаме­нитостей через их взгляды и чувства, облекая их в обыденный разговорный поэтический и лирический язык, избегая высокопар­ности и вычурности. На некоторых современников сентиментальная проза произвела впечатление манерности и слащавости, а на других, в частности на писателя Ф.Н. Глинку, книга произвела впечатление «благоухающей розы: до чего все ароматно и красиво».

В сентиментальной повести «Бедная Лиза» рассказана грустная история о любви с трагической развязкой, вызывающей не бурные чувства, а тихую печаль. Оказывается и крестьяне умеют любить и имеют право на внутреннюю свободу и выбор. Читатель через чужие переживания открывает свой собственный мир.

Карамзин — автор множества любовных стихов, проникнутых меланхоличной грустью.

В 1790—1800 гг. Карамзин написал исторические повести «На­талья, боярская дочь», «Марфа Посадница, или покорение Новго­рода».

Главным трудом Карамзина является «История государства Рос­сийского». А.С. Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец».

Карамзин являлся самобытным писателем и реформатором язы­ка художественной литературы.

Особое место в русской литературе занимает творчество А.Н. Ра­дищева (1749—1802). Воспитанный на европейских ценностях и столкнувшийся с реалиями российской жизни Радищев становится ярым оппонентом царизма. В оде «Вольность» (1781—1783) автор предвидит гибель монархии.

В стихах поэт часто выступает новатором-реформатором.

В 1780-е годы писатель работал над главным своим произведе­нием «Путешествием из Петербурга в Москву». В нем он ведет повествование от первого лица, стилизуя изложение под жанр сентиментального путешествия. Картина, открывшаяся автору, бы­ла ужасающей: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Литературный стиль «Путешествия...» сложен: в текст автора вклиниваются высказывания героев со своеобразием языковых форм. В целом язык архаичен, но позволяет писателю добиться реалистических характеристик героев, передать всю грустность ситуации, высказать активную позицию: «самодер-жавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

В лице Радищева Россия поднялась до осуждения самодержавия.

С писателем-вольнодумцем быстро расправились, приговорив сначала к смертной казни, а затем, смягчив приговор и заменив казнь ссылкой. Но и в ссылке Радищев остался верен себе:

Ты хочешь знать кто я? что я? куда я еду? — Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Русская литература XVIII в. прошла удивительный путь разви­тия. От барокко в 1-й половине, до расцвета классики во 2-й и появления сентиментализма, что выступило толчком к ее дальней­шему развитию.

Музыка. Глубокие изменения в культуре в процессе петровских преобразований привели к изменениям и в музыке, хотя в гораздо меньшей степени, чем в других видах искусств.

До Петровских реформ не существовало светской музыки. В Петровскую эпоху наблюдается появление и развитие удивительно­го синтетического музыкального жанра, канта, ставшего любимым и массовым. Кант — трехголосная песня без сопровождения. В 1-й половине XVIII в. широкое распространение получили канты-ви-ваты, прославлявшие победы русского оружия под Полтавой и Нарвой, достоинства военачальников (например, Петр I часто сравнивался с Марсом) и официальные призывы «Виват, Россия, именем преславна!»

Существовали и лирические канты, имеющие форму строфиче­ской песни, когда на одну и ту же мелодию пели длинный текст в виде куплетов. Текст стихов был предельно прост и чувственен, а мелодия корнями уходила в народную песню. Влияние канта ощу­щалось очень долго. К этой традиции относится и гимнополонез О.А. Козловского на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791) и знаменитое «Славься» в финале оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

В культуру Петровской эпохи активно проникало и влияние западноевропейской музыки. Поскольку двор любил веселиться, а гулянья, иллюминации и фейерверки стали нормой, то распростра­нение инструментальной музыки стало обычным явлением. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи и театральные представле­ния. Создаются полковые духовые оркестры и домашние музыкаль­ные коллективы — оркестры, например, графа АД. Меньшикова, адмирала Ф.М. Апраксина и графа Г.А. Строганова.

В дворянской среде распространяется любительское музициро-вание. Широкое распространение получило партесное хоровое пе­ние. Корни его уходят в средневековое многоголосное храмовое пение. В Петербурге была создана Придворная капелла. Она сопро­вождала Петра I повсюду. По мнению заезжего итальянца «...между ними были прекрасные голоса, в особенности великолепные басы,... и они в Италии получили бы большие деньги».

Во 2-й половине XVIII столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и разнообразной. Проникновение эле­ментов европейской культуры способствовало возникновению вольных, любительских и крепостных музыкальных театров, в репертуаре которых особое место занимала молодая отечественная комическая опера, повлиявшая на создание национального светского музыкаль­ного языка, сформировавшегося на русской народной песне. Со­держание комической оперы составляли бытовые сюжеты. Фабула здесь незамысловата, юмор грубоват, характеры лубочно-одномер­ны, мелодии часто сведены к простой куплетной форме. По законам жанра сложные сюжетные ходы заканчивались победой добродетели над пороком. Первой подобной оперой была «Анюта» (1772). А любимой публикой стала опера М.М. Соколовского «Мельник-кол­дун, обманщик и сват» (1779).

Интерес к музыке привел к становлению музыкального образо­вания в России. Музыкальные классы существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть на духовых инструментах.

Музыкальная жизнь оживляется распространением публичной концертной деятельности, инициатором которой стал известный итальянский композитор и исполнитель В. Манфредини. На кон­цертах исполнялись произведения как европейской инструменталь­ной и вокальной музыки, так и произведения российских авто­ров — Бортнянского, Хандошкина, Кашина.

Во 2-й половине XVIII в. формируется национальная компози­торская школа. Родиной школы был Петербург. Корни националь­ной музыки глубоко традиционны. Основу их составляет хоровая духовная и народная музыка. Однако в ранних произведениях заметно влияние и корифеев европейской музыки: Моцарта, Гайдна и Глюка.

Еще в 1730-годы в России началось увлечение музыкальной культурой Европы, в частности, оперой и инструментальной музы­кой. Это увлечение активно росло не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. В Санкт-Петербурге выступали италь­янская, французская, немецкая оперные труппы, здесь годами работали музыканты с мировыми именами: Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Сарти и другие.

В Москве в 1780 году открылся Петровский театр М." Медокса — предтеча будущего Большого. Оперы ставились и во дворцах ари­стократов, которые содержали крепостные труппы, славившиеся прекрасным репертуаром и высоким уровнем исполнения. Богатст­вом постановок славился театр Н.П. Шереметьева.

Гордостью российской композиторской школы является Д.С. Бортнянский (1751—1825). Ранний период его творчества свя­зан с хоровой церковной музыкой. Но основой его музыкального языка является классицизм. А любимыми формами — концерт и ансамбль. Все его произведения легки, праздничны, величественны и торжественны, в основном написаны в мажоре. Среди наиболее известных произведений — духовные концерты «Скажи им. Госпо­ди, кончину мою», «Живый в помощи Вышняго» и семь херувимских песен.

Кроме этого Бортнянский сочинял пьесы для клавесина, роман­сы, песни, гимны и так называемые «французские» комические оперы. Их у него три: «Празднество сеньора», «Сокол» (1786) и «Сын-соперник, или новая Стратоника» (1787). Их музыкальную основу составляли веселые и фривольные французские «шансон».

Современник и друг композитора М.М. Херасков посвятил ему такие строки:

Какие б ни были дела, Хоть малы, хоть велики, Милее нам хвала Бортнянского музыки...

Во 2-й половине XVIII столетия на музыкальном олимпе России творили талантливые композиторы: М.С. Березовский (1745—1777), В.А. Пашкевич (1742-1797), И.Е. Хандошкин (1747-1804). Их творчество вдохновляла русская народная песня, расцвеченная ин­струментальными вариациями и удивительными хорами. Ф.М. Ду-бянский (1760—1796) и О.А. Козловский (1756—1831) вошли в историю национальной музыки как сочинители романсов. Мелодии романсов рассказывают о «жизни сердца».

Особенность национального музыкального искусства XVIII в. состоит в том, что ему удалось при сохранении национальной самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской музыки, создать национальную ком­позиторскую школу, пройти в развитии вместе с общим художест­венным процессом от барокко к классицизму и сентиментализму.

Театр. Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственно­сти и через театральные подмостки провозглашать свою внутрен­нюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: три­умфальные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».

В 1730-е годы в Москве появлялись «публичные игрища» на масленицу, на которых представляли «Евдона и Берфу», «Соломона и Гаера». А с 1742 года в Москве представляла «Немецкая коме­дия» — постоянно действующий городской театр, на чьи спектакли ходило много народа.

Рождение национального профессионального театра связано с именем Ф.Г. Волкова (1729—1763) и городом Ярославлем, где он впервые поставил драмы своего великого земляка Д. Ростовского, а затем первые трагедии А.П. Сумарокова. С 1756 года публичный театр открывает свой занавес и в Санкт-Петербурге. Создателем репертуара и директором театра был драматург Сумароков. А гени­альным актером и режиссером был Федор Григорьевич Волков. Подтверждением его гениальности служит последнее его тво­рение — «Торжествующая Минерва», в котором проявились мно­гочисленные таланты Волкова. «Театральное искусство знал он в высшей степени»,— вспоминали современники. Ставился этот грандиозный праздник по случаю восшествия на престол Екате­рины II. Во время торжества Ф. Волков простудился и безвременно скончался «к великому и общему всех сожалению».

В труппе Волкова начал свою актерскую карьеру знаменитый актер И.А. Дмитриевский (1736—1821), который с 1779 руководил частным театром на Царицыном лугу. На сцене этого театра впервые была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой сам И.А. Дмитриевский сыграл роль Стародума.

В Москве существовал университетский театр с итальянской труппой Д. Локателли. А в 1780 году открылся Петровский театр, в репертуаре которого были как драматические, так и оперные спек­такли.

Своеобразным явлением культурной жизни второй половины XVIII в. был крепостной театр.

В конце XVIII в. роль театра в общественной жизни значительно выросла и стала предметом публичных обсуждений.

Итак, национальная художественная культура в эпоху Просве­щения отразила сложную общественную жизнь в ее развитии и многообразии вариантов и форм, жанров и направлений. Опреде­ляющей чертой стало формирование «русской европейскости» и светскости.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!