Литература и искусство СССР в годы войны

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Вопреки расхожему утверждению, когда гремели пушки, музы не молчали. Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа. Более тысячи писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров работали на передо­вой линии фронта и в партизанских отрядах.

В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находи­лись писатели А.Сурков, Е.Петров, А.Бек. Они были в окопах и блиндажах, беседовали с бойцами, освещали в печати боевые де­ла и подвиги воинов. Фронтовым корреспондентом "Красной звезды" участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинг­радом, на Курской дуге, в штурме Берлина и в освобождении Праги писатель К.Симонов. Военными корреспондентами рабо­тали М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов, В.Закруткин, М.Джа­лиль, А.Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Со­ветского Союза, среди них С.Борзенко, П.Вершигора,

М.Джалиль.

События войны нашли художественное отражение в литера­турных произведениях тех лет. В "Ленинградской поэме" О.Берггольц и в "Пулковском меридиане" В.Инбер созданы обра­зы защитников Ленинграда; повести К.Симонова "Дни и ночи" и В.Гроссмана "Направление главного удара" посвящены Сталинг­радской битве; о героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.Шагинян, Ф.Гладкова. Характерной особеннос­тью произведений военных лет является обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев, среди них поэма М.Алигер "Зоя", роман А.Фадеева "Молодая гвардия", первые главы которого появились в годы войны.

Огромной популярностью пользовались поэма А.Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К.Симонова, публицис­тические статьи И.Эренбурга. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой встали театральные премьеры военных лет, и прежде всего такие, как пьесы Л.Леонова "Нашествие", К.Симонова "Русские люди", А.Корнейчука "Фронт". Последние две пьесы печатались на страницах "Правды" рядом со сводками Совинформбюро.

В начальный период войны театральная жизнь была дезорга­низована. Часть театральных коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 г. сеть театров стабилизировалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с довоенным временем.

Для культурного обслуживания фронтовиков во всех респуб­ликах создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прослав­ленных корифеев театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.

В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. Кинодокументалисты оперативно откликались на события. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм "Разгром немецких войск под Моск­вой" (режиссеры Л.Варламов и И.Копалин). Всего за годы войны было выпущено почти 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" (режиссер И.Пырьев), "Нашествие" (режиссер А.Роом), "Радуга" (режиссер М.Донской), "Два бойца" (режиссер Л.Луков), "Она защищает Родину" (режиссер Ф.Эрмлер). В последние годы войны государ­ственные и партийные органы много занимались вопросами ки­нопроката и кинообслуживания населения. Однако довоенный уровень кинообслуживания достигнут не был.

В изобразительном искусстве самый оперативный жанр - это плакат, поэтому первыми откликнулись на военные события художники-плакатисты. Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И.Тоидзе "Родина-мать зовет!". С 1942 г. возобновились художественные выставки. В картинах А.Пластова, Г.Ряжского, С.Герасимова, А.Дейнеки, Кукрыниксов нашли отражение темы

военного времени.

В музыке ведущим жанром стала лирическая песня. "Землян­ка", "Вечер на рейде", "Соловьи", 'Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской военной песенной

классики.

Стихи и проза, спектакли и фильмы, песни военных лет нахо­дили горячий отклик в сердцах людей, вдохновляли их, вселяли уверенность в победе. Об этом свидетельствуют многочисленные письма писателям. "Я получил от вас точно какую-то награду, -писал гвардеец Шубин А.Твардовскому. "Это была не книга, письмо, письмо от близкого человека", - так писала ленинградка Абрамова Н.Тихонову. "В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, - писали бойцы с фронта А-Н.Толстому, -тоже являетесь бойцом, - и мы чувствуем, как будто Вы находи­тесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие, но оно так же остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников; его огонь такой же убедитель­ный, как огонь наших автоматов и пушек". Как сказал поэт И.Уткин: "Народ, у которого есть такие писатели и читатели, :,гдолжен победить и смыть то пятно из истории человечества, которое называется гитлеризмом".

За годы войны произошли заметные изменения в духовной жизни общества. Более тесным стало межнациональное общение. Этому способствовали миграции населения в связи с мобилиза­цией и демобилизацией, эвакуацией и реэвакуацией. В творчестве писателей, художников, композиторов, эвакуированных в вос­точные республики, появились новые темы и мотивы. Об этом свидетельствуют публикации литературных альманахов в Таш­кенте, где печатались произведения А.Ахматовой, Н.Тихонова, А.Толстого.  В  творчестве  военных лет  композиторов С.Прокофьева, Н.Мясковского, А.Александрова, эвакуированных в Нальчик, слышны мотивы народной кабардинской и балкарской музыки. Активное участие в творческой жизни Казахстана при­няли народные художники СССР А.Герасимов, Б.Иогансон, .Меркуров, В.Мухина.

Возрос общественный интерес к историческому прошлому Ро­дины, к памятникам и достижениям отечественной культуры.

За годы войны вырос международный авторитет советской культуры, укрепились и расширились ее зарубежные связи. В сентябре 1942 г. английский писатель Дж.Пристли писал: "...в течение последнего года английский народ узнал о России боль­ше, чем за все предшествующие 20 лет". В годы войны в ведущих английских и американских газетах публиковались статьи Л.Леонова, К.Симонова, Е.Петрова, Б.Полевого, К.Федина, М.Шолохова и других видных советских писателей. На театраль­ных сценах этих стран шли пьесы А.Чехова, А.Грибоедова, А.Афиногенова, К.Симонова, Л.Леонова, на киноэкранах демон­стрировались фильмы "Щорс", "Александр Невский", "Суворов", "Разгром немецких войск под Москвой". Большой популярностью пользовалась русская и советская музыка. Во многих зарубежных странах проходили фестивали русской музыки, выставки советс­кого изобразительного искусства.

Однако война имела и негативные последствия для развития советской культуры. В декабре 1941 г. был создан Комитет из представителей различных учреждений и организаций культуры (АН СССР, Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Ар­мии, Академия художеств СССР и др.). В задачи Комитета вхо­дили учет ущерба, причиненного фашистами, информация миро­вой общественности о размерах и формах вандализма фашистов в отношении культуры и искусства, а также восстановление и ох­рана памятников культуры в освобожденных районах. Отноше­ние гитлеровского командования к объектам культуры было дос­таточно определенно сформулировано в приказе генерала-фельдмаршала фон Рейхенау "О поведении войск на востоке", обнародованном на Нюрнбергском процессе: "Войска заинтере­сованы в ликвидации пожаров только тех зданий, которые долж­ны быть использованы для стоянок воинских частей. Все осталь­ное, являющееся символом бывшего господства большевиков, должно быть уничтожено. Никакие исторические и художествен­ные ценности на востоке не имеют значения".

По сообщению Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, опубликованному в "Правде" в сентябре 1945 г., всего было раз­рушено более 80 тыс. школ, сотни вузов и научно-исследо­вательских учреждений, разграблено 430 музеев из 991, нахо­дившихся на оккупированной территории, 44 тыс. дворцов куль­туры и библиотек. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.С.Пушкина в Михайловском, И.С.Тургенева с Спасском-Лутовинове, П.И.Чайковского в Кли­ну. В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязь­ма, Киев, громадный ущерб был нанесен Ленинграду и Сталинг­раду. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэ­вакуации культурных ценностей.

Восстановительные работы как в отраслях народного хозяй­ства, так и в сфере культуры начались еще во время войны по мере освобождения оккупированных территорий. Но многие ма­териальные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески XII в. в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, сожженные в Клину рукописи П.И.Чайковского, погибли в Ста­линграде картины И.Е.Репина, В.А.Серова, И.И.Шишкина, И.К.Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Все это сказалось на развитии советской культуры после войны.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!