Литература и искусство РСФСР 20-х годов

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Политический поворот конца 20-х годов сказался и на художе­ственной жизни общества. К этому времени партийные деятели, задававшие тон в литературной политике первых лет советской власти, были почти полностью устранены. Изменилась и кон­цепция политики: На первый план были выдвинуты задачи "консолидации сил", "активизации борьбы против враждебной идеологии в литературе и искусстве", "усиления партийного вли­яния в организациях писателей и художников". Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены "задачам социалистического строительства". Со­циальный заказ стал более жестким. Литература и искусство должны были отображать развитие общества в марксистском по­нимании, ориентироваться на актуальные политические и идео­логические установки партии. Эти задачи можно было осуществить путем искоренения инакомыслия в художественной среде и ужесточения цензуры. Критические кампании, направленные против одного или другого писателя, нагнетая атмосферу страха, служили запугиванию остальных. Для централизации управле­ния литературой и искусством нужны были единые творческие союзы, объединяющие большинство писателей и художников.

К этому времени в целом по стране (включая союзные респуб­лики) насчитывалось около 40 различных литературно-худо­жественных объединений. На роль центра и руководителя лите­ратурно-художественным процессом претендовали пролетарские организации (РАПП и др.). Они были массовыми, имели отделе­ния по всей стране и были наиболее политически активны, хотя единства внутри пролетарского движения не было. Существовали пролетарские литературные кружки вне РАПП, которые сопер­ничали между собой. Больших художественных достижений пролетарская литература и Искусство не дали. Недостаток твор­ческих успехов компенсировался активностью в литературно-критической борьбе.

Идейно-эстетические позиции руководителей РАПП были близки пролеткультовским и "напостовским". Они крайне нетер­пимо относились к писателям, которых считали непролетарски­ми, и переносили в художественную жизнь формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет. Партия поддерживала проле­тарское художественное движение, что подтверждала резолюция 1925 г. "О полигике партии в области художественной литерату­ры". Но одновременно партийные лидеры болезненно реагирова­ли на стремление рапповцев к монополии на руководство литера­турным процессом. В целом поддерживая линию РАПП, партия время от времени пыталась ее корректировать. Так, например, в ответ на критику Горького сибирской секцией Пролеткульта ЦК принял специальное постановление в защиту писателя.

В 1930 г. РАПП взяла на себя осуществление партийного при­зыва к консолидации литературных сил. Методы, которыми она действовала, были раскол и подчинение ассоциации литератур­ных группировок, отстранение их руководителей, очернительные кампании. Чтобы "подчинить литературное производство общим темпам социалистического строительства" и "потребностям по­вседневной классовой борьбы", РАПП выдвинула целую серию кратких лозунгов. Среди них был лозунг "демьянизации" (от име­ни поэта Демьяна Бедного), призывавший к "созданию больше­вистской, правдивой, актуальной литературы, которая мысли и чувства миллионов рабочих (и крестьян) умеет выразить в понят­ной для этих миллионов форме". Другой лозунг "За великое ис­кусство большевизма" обязывал "незамедлительно отразить в художественной форме героев пятилетки". Был и "разоблачи­тельный" лозунг, призывавший к беспощадному разоблачению всех неполадок в стране и ошибок отдельных личностей.

Ни один писатель не должен был оставаться в стороне. Лозунг РАПП "Не попутчик, а союзник или враг" означал, что те, кто не подчинялся требованиям, зачислялись в стан классового врага.

Ситуация в литературе обострилась до крайности. В 1931 г. ряд писателей обратились с письмами к Сталину. О невыносимой обстановке и невозможности работать писали Ё.Замятин и М.Булгаков.

Для того чтобы сохранить литературу, партии надо было не­медленно вмешаться. 23 апреля 1932 г. было принято постанов­ление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию проле­тарских писателей, "... объединить всех писателей, поддержива­ющих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писа­телей с коммунистической фракцией в нем..." Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства. Хотя в по­становлении говорилось о ликвидации только пролетарских организаций, фактически это касалось всех литературно-художественных объединений.

Большая часть художественной интеллигенции положительно восприняла партийное постановление. Исключением были рап-иовцы и деятели других пролетарских группировок.

Крупным событием в культурной жизни страны стал I Всесо­юзный съезд советских писателей, проходивший в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял устав и избрал правление Союза во гла­ве с А.М.Горьким. Первым секретарем правления был избран работник аппарата ЦК партии А-С.Щербаков.

Началась работа по созданию других творческих союзов. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художни­ков (РАПХ), которая намеревалась взять на себя функции объе­динительного центра. Однако в ее деятельности проявились худшие стороны Пролеткульта - администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. в соответствии с постановлением ЦК РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, бы­ла распущена. Были утверждены оргкомитеты союзов архитекторов, композиторов, художников, принято решение о создании союза кинематографистов.' Но до войны только архитекторам удалось провести свой съезд, на котором был конституирован Союз советских архитекторов и принят устав.

В конце 20-х - начале 30-х годов широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. Предполагалось, что в основе литературы и искусства нового общества, строящего социализм, должен лежать какой-то особый метод. Наиболее активно разрабатывали новый метод рапповцы. Они предложили диалектико-материалистический метод, суть которого состояла в механическом перенесении категорий марк­систской диалектики на художественное творчество. Художник, по их мнению, должен был показывать "единство и борьбу проти­воположностей" в сознании и поступках своих героев. Механи­ческое внедрение марксизма в литературоведение и искусствоз­нание привело к появлению вульгарно-социологических теорий В. Фриче и В.Переверзева. Искусство выводилось непосред­ственно из классового бытия художника, и его функция сводилась к орудию в классовой борьбе. В соответствии с таким подходом Пушкин считался дворянским поэтом, а Достоевский - дворянс­ким писателем реакционного мещанства. Хотя эти теории были осуждены, их влияние сохранялось.

В результате двухлетней дискуссии было найдено имя новому художественному методу советской литературы - социалис­тический реализм. В уставе Союза писателей 1934 г. он был провозглашен как ведущий метод советской литературы. Реша­ющее значение придавалось идейному содержанию художествен­ного произведения. От художника требовалось "правдиво и исто­рически конкретно изображать действительность в ее революци­онном развитии. При этом правдивость и историческая конкрет­ность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящих­ся в духе социализма".

Теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия художественного творчества. Но на практике утверждались определенные нормативные каноны, на которые должны были ориентироваться все художники, рабо­тавшие в той или иной сфере искусства. В выборе образцов для подражания большую роль играли личные вкусы партийных ли­деров. В изобразительном искусстве были возведены в догму традиции русских художников-передвижников. В поисках советского стиля в архитектуру механически переносились классичес­кие формы, что привело к появлению эклектичного "сталинского вампира". Из всего богатства русской музыки в качестве образцов были выбраны М.Глинка и П.Чайковский. Эталоном в театраль­ном искусстве был объявлен МХАТ. Творческое наследие и биографии русских классиков интерпретировались в классовом духе. Так, Пушкин превращался в борца с самодержавием, Л.Толстой в "зеркало русской революции".

Классики советской литературы зачастую назначались не только по таланту и художественным достижениям, но и по конъюнктурным политическим мотивам. Так, высшее место в иерархии советской литературы занял М.Горький. Сталин сделал все возможное, чтобы вернуть писателя на родину после его за­тянувшегося пребывания за границей и приблизить к себе. Горь­кий лучше всех остальных подходил на роль патриарха советской литературы, так как действительно был крупным писателем с мировой известностью и авторитетной фигурой в литературном мире и, что немаловажно, в свое время был близок к Ленину. Из собраний его сочинений и биографии выбрасывалось и подчища­лось то, что не отвечало образу советского классика, а сам писа­тель в последние годы жизни оказался в положении узника в зо­лотой клетке.

Волей Сталина "лучшим и талантливейшим поэтом эпохи" был объявлен В.Маяковский, творчество крторого далеко не уклады­валось в каноны социалистического реализма. По словам Б.Пастернака, "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью".

Внедрение метода соцреализма в большей степени повлияло на литературу. В других сферах искусства, особенно таких, как музыка, живопись, архитектура, возможность воплощения его абстрактных требований была проблематична, там он скорее декларировался.

Ведущей темой в литературе и искусстве 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. В классику со­ветской литературы вошли романы М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936), М.Шолохова 'Тихий Дон" (опубликован в 1928-1940 гг.), Н.Островского "Как закалялась сталь" (1934). Со­временность получила отражение главным образом в "произ­водственных романах" с характерными для тех лет названиями:

"Гидроцентраль" (М.Шагинян), "Энергия" (Ф.Гладков),, "Время вперед" (В.Катаев), "Большой конвейер" (Я. Ильин), 'Тракторстрой" (Н. Забила). Значительное место в литературе 30-х го­дов заняли произведения на исторические темы: "Петр Первый" А.Толстого, "Смерть Вазир-Мухтара" Ю-Тынянова, драмы М.Булгакова "Кабала святош" ("Мольер") и "Последние дни" ("Пушкин").

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.Ахматова, О. Мандельштам, Б.Пастернак. В жанре сатиры ус­пешно работали М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. Была создана советская детская литература, не одно поколение детей воспиты­валось на произведениях С.Маршака, А.Гайдара, К.Чуковского, Б.Жигкова, написанных в эти годы.

С конца 20-х годов на театральной сцене утвердилась советс­кая пьеса. Среди театральных премьер 30-х годов в историю со­ветского театра вошли "Оптимистическая трагедия", В.Виш­невского, поставленная в Камерном театре под руководством А.Я.Таирова, "Анна Каренина" - постановка В.И.Немировича-Данченко и В.Г.Сахновекого в Московском художественном те­атре, пьесы Горького на сцене Театра им. Евг.Вахтангова, спек­такли Ленинградского театра комедии, поставленные Н.П.Аки­мовым, "Ромео и Джульета" в постановке А.Д.Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х годов их насчиты­валось более 70 по всей стране.

Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е гг. советс­кая кинематография. Уже к концу 20-х годов советские фильмы постепенно вытесняли с экрана зарубежные. За годы первой пя­тилетки в кино произошла настоящая техническая революция -был налажен выпуск отечественной пленки, началось производ­ство отечественной киноаппаратуры, открылись новые киносту­дии. Росту популярности кино способствовало появление звуко­вых фильмов, первыми из которых были: "Путевка в жизнь" (режиссер Н.Экк), "Одна" (режиссеры Г.Козинцев и Л-Трауберг), "Златые горы" (режиссер С.Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках ("Семеро смелых", "Комсомольск" С.Герасимова), о событиях революции и граждан­ской войны ("Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е.Дзигана, "Депутат Балтики" И.Хейфица и А.3архи, трилогия о Максиме Г.Козинцева и Л.Трауберга). К этому же времени отно­сятся музыкальные комедии Г.Александрова ("Веселые ребята", "Цирк"). Во второй половине 30-х годов появились исторические фильмы, повествующие о героических событиях прошлого России: "Петр Первый" (1937-1939 гг., реж. В.Петров), "Александр Невский" (1938 г., реж. С.Эйзенштейн), "Богдан Хмельницкий" и "Суворов" (1939 и 1941 гг., реж. В.Пудовкин, М.Доллер).

С начала 30-х годов стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства, обычно посвященные юбилейным датам. Появилось официальная парадная живопись, характерны­ми образцами которой стали "Колхозный праздник" С.Герасимова (1937), "Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле" В. Ефанова. Из работ на революционные темы особенно выделялись полотна К.Петрова-Водкина "Смерть комиссара", А.Дейнеки "Оборона Петрограда", М.Грекова 'Трубачи Первой Конной Армии", Б.Иогансона "Допрос коммунистов". Успешно развивался порт­ретный жанр, в котором работали М.Нестеров, П.Корин, П.Кон-чаловский. Символом времени стала скульптура В.Мухиной "Рабочий и колхозница" (1937).

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, Д.Кабалевского, И.Дунаевского и др. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру:

квартет им.Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. Выдвину­лись молодые советские дирижеры Е.Мравинский, Б.Хайкин. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.

Образование единых творческих союзов не означало прекра­щения идейно-эстетической борьбы. Теперь она велась под ло­зунгом борьбы против формализма. В 1935-1937 гг. по инициа­тиве ЦК партии прошла дискуссия о преодолении формализма и натурализма в литературе и искусстве. В 1936 г. на страницах печати появилась серия статей с критикой формализма в творче­стве некоторых литераторов, художников и композиторов. Тон критики был груб и резок. Характерны названия статей, опубли­кованных в "Правде": "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь", "О художниках пачкунах". Формалистическими были объявлены опера Д.Шостаковича "Леди Макбет Мценского уез­да" и его балет "Светлый ручей". Обвинения в "формалистических вывертах" предъявлялись художникам А.Лентулову и Д.Штерн­бергу, кинорежиссерам С.Эйзенштейну и А.Довженко, литера­торам Б.Пастернаку, Н.Заболоцкому, Н.Асееву, Ю.Олеше, И.Ба­белю. Как формалисты осуждались режиссеры В.Мейерхольд и А.Таиров. В 1938 г. театр Мейерхольда был закрыт, вскоре ре­жиссер был репрессирован.

Опасность формалистических тенденций в советском искусст­ве преувеличивалась, а борьба с формализмом по существу сво­дилась к травле талантливых писателей и художников. В то же время зеленую улицу получали примитивные конъюнктурные произведения, написанные на политически актуальные темы и идеологически выдержанные. В советской литературе и искусст­ве 30-х годов жизнь выглядела проще, чем она была на самом деле. Отчетливо проявилась тенденция к бесконфликтности, вы­росшая из ложной идеи об отсутствии противоречий при социа­лизме. Некоторые критики утверждали, что социалистическая действительность избавлена от антагонистических противоречий, соответственно художественные произведения, отображающие ее, могут базироваться лишь на конфликтах между хорошим и лучшим. В центре произведения должен обязательно стоять по­ложительный герой, активный преобразователь жизни. Эта тео­рия оказала особенно негативное влияние на послевоенную лите­ратуру и искусство.

Метод социалистического реализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни страны в 30-е и последую­щие годы, тем более, что он трактовался односторонне упрощен­но и на практике использовался для политического контроля за художественным процессом. Произведения, которые не имели ярко выраженной политической тенденциозности в духе предъяв­ляемых требований, зачастую рассматривались как идеологичес­ки сомнительные. Утверждение жестких канонов художественно­го творчества, авторитарный стиль руководства создавали благо­приятную среду для конъюнктуры и ремесленничества в литера­туре и искусстве. Талантливым людям в таких условиях работать было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, создан­ные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя. Только в 1966 г. был издан роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (и то с купюрами), лишь в годы пере­стройки увидели свет "Ювенильное море", "Котлован" и "Чевенгур" А.П.Платонова, "Реквием" А.А.Ахматовой. До недав­него времени были спрятаны в запасниках музеев  работы П.Н.Филонова, К.С.Малевича, других мастеров русского аван­гарда. Замалчивалось творчество репрессированных В.Э.Мейер­хольда, Б.А.Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля. Неокон­ченной осталась картина П.Д.Корина "Русь уходящая", о величии замысла которой можно судить по эскизам. Были запрещены съемки фильма "Бежин луг" о коллективизиции (реж. С.Эйзенштейн), а отснятые эпизоды подлежали уничтожению. Только за 1937 г. было снято из репертуара и запрещено к постановке из-за "неблагонадежности" авторов 56 пьес.

Жесткий контроль распространялся также на литературу и ис­кусство прошлого. Вычеркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схе­мы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно по­страдали памятники архитектуры.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!