Литература и искусство России в годы перестройки

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры и власти. С од­ной стороны, литература и искусство избавились от идеологичес­кого диктата сверху, с другой, художественные произведения перестали играть роль единственного клапана для выхода соци­альных эмоций. Первые перестроечные публикации в литера­туре были поистине всенародными событиями. Общественное мнение было буквально взбудоражено повестями В.Распутина "Пожар" и В.Астафьева "Печальный детектив", романом Ч.Айтматова "Пла-ха", в которых резко и бескомпромиссно гово­рилось о наболевшем - нравственных недугах, поразивших со­временное общество. Затем началось открытие собственной ис­тории через художественную прозу. Ключевыми публикациями тех лет стали романы А.Рыбакова "Дети Арбата", В.Дудинцева "Белые одежды", Ю.Домбровского "Факультет ненужных вещей", А.Жигулина "Черные камни", Д.Гранина "Зубр", пьесы М.Шатрова 'Брестский мир" и "Дальше, дальше, дальше...". Большинство этих произведений были написаны задолго до пере­стройки.

Характерной чертой культурной жизни перестроечных лет было возвращение запрещенных произведений. С середины 80-х годов стали печататься стихи Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, проза и стихи В.Набокова. Широко стали публико­ваться произведения М.Цветаевой, М.Булгакова, А.Ахматовой, А.Платонова, А.Солженицына. В 1987 г. был опубликован ро­ман Б.Пастернака "Доктор Живаго", ставший основанием для исключения нобелевского лауреата из Союза советских писате­лей, в 1988 г. - В.Гроссмана "Жизнь и судьба", изъятый в начале 60-х годов у писателя органами госбезопасности, в 1989 г. -"Архипелаг ГУЛАГ" А.Солженицына, за который автор распла­тился высылкой из страны. Шаг за шагом журналы раздвигали пространство гласности. Каждое новое завоевание становилось притчей во языцех читающей публики. Поток публикаций нарас­тал, и печатный дефицит сменился печатным изобилием.

Открыв свои запасники, литература отнюдь не иссякла, но из­менилась роль, которую традиционно играла русская литература в своем отечестве. Она перестала быть единственным средством для выражения гражданской позиции, единственным источником слов правды. Обострение политической борьбы, ухудшение эко­номической ситуации, конкуренция телевидения переключали общественное внимание с последних книжных новинок на теку­щие события дня.

Сходные процессы влияли и на театральную аудиторию. Те­атр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором носившихся в воздухе общественных идей, вынужден был уступить драме жизни. Театральный репертуар стал более разнообразным, появилось множество новых театров и студий, но зрительские залы пустели.

Перестройка в кино началась с выхода на экран "полочных" фильмов: 'Тугой узел" (реж. М.Швейцер), "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин" (реж. А.Герман), "Агония" (реж. Э.Климов), "Комиссар" (реж. А.Смирнов). Новое дыхание полу­чила кинодокументалистика, тематический диапазон которой расширился от освещения "белых пятен" истории ("Больше све­та", реж. М. Бабак) до постановки острых социальных проблем  ("Легко ли быть молодым?" реж. Ю.Подниекс). Самым крупным событием тех лет стал фильм Т.Абуладзе "Покаяние" (1987), в котором впервые в философско-аллегорической форме раскрыва­лась тема сталинизма.

По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве все более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф.Феллини, И.Бергмана, А.Тарковского, А.Сокурова, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией.

Бесконечно многообразной стала художественная жизнь. Зри­тели впервые получили возможность увидеть разнообразные те­чения современного советского изобразительного искусства, произведения эмигрантов, а также работы мастеров, хранившиеся в запасниках и частных коллекциях. Прошли персональные выс­тавки П.Филонова, А.Лентулова, К-Малевича, В-Кандинского, М.Нестерова и др.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!