Литература Китая

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Художественная литература Китая уходит своими корнями в глубокую старину. Сокровищница созданных произведений поисти­не колоссальна. В соответствии с хронологическим принципом традиционная китайская литература делится на пять периодов: до 206 г. до н. э„ 206 до н. э- 618 н. э., 618-1279, 1279-1911 и с 1911 г. по настоящее время (с разделением на подгруппы 1911-1949 гг. и 1949- настоящее время).

Древнейшим китайским литературным памятником является поэтическая антология «Шицзин» («Книга песен»). В ней содер­жится 305 стихотворений, представляющие три группы гимнов (суп), две группы од (я) и 15 песен (гофэн). Оды, в свою очередь, делятся на да-я (великие), посвященные воспеванию дворцовой жизни, и сяо-я (малые), исполняемые на разных празднованиях и зачастую критиковавших общество. Первые из стихотворений датируются эпохой Западная Чжоу (XI век до н. э.), а последние - серединой эпохи Весны и Осени (VI в. до н. э.).

Традиции «Книги песен» были продолжены 300 лет спустя первым в истории китайской литературы великим поэтом Цюй Юанем (348-278). Стихи его отличаются изысканностью формы и глубиной содержания, насыщены красочными мифологическими образами. Цюй Юань считается основоположником авторской по­эзии в Китае. Его знаменитая ода «Скорбь изгнанника» заложила основу жанра «фу> - лирических и лирико-эпических од с прозаи­ческим вступлением (6). В развитие одической поэзии внес свой вклад и другой поэт - Сун Юй (290-223). В отличие от скорбно-пессимистических стихов изгнанника Цюй Юаня лирика Сун Юя исполнена радости жизни. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты. Поэзия любовного томления нашла отражение в одах «Горы высокие Таи», «Ода о бессмертной» и др.

Литература Китая достаточно необычна и по своему жанровому разнообразию. Известны, например, рифмованная проза «фу» ди­настии Хань (206 г. до н. э.- 220 г. н. э.), стихи «ши» династии Тан (618-906), стихи «цы» династии Сун (960-1279), романы династий Мин (1368-1643) и Цин (1644-1911). В частности, ханьские «фу» имеют две основные разновидности: «сяофу» и «дафу». К первой относятся главным образом лирические творения, вторая же носит одический характер и обычно посвящается описанию император­ских подвигов и дворцовой жизни. Танские «ши» и сунские «цы» в большинстве случаев создавались литераторами, которые следовали строгим канонам стихосложения.

Среди блестящей плеяды ханьских литераторов выделяется вы­дающийся поэт Сыма Сянжу (179-118 гг. до н. э.). Высоким, торжественным стилем он воспевал могущество империи и «вели­кого человека» - императора У-ди.

Во времена династии Хань был написан главный китайский исторический труд - «Исторические записки» Сыма Цяня, состо­явший из 130 частей и 520 тыс. иероглифов. Для этого произведения характерно детальное, но отнюдь не затянутое описание выдающих­ся личностей и событий. Это - высокохудожественный образец исторической литературы, оказавший глубокое влияние на после­дующую китайскую прозу и драму.

В эти же годы появились «юэфу» («стихи из музыкальной палаты»), представлявшие собой как лаконичные поэтические ми­ниатюры, так и длинные, тщательно написанные поэмы.

Дальнейшее развитие китайская поэзия получает в эпохи дина­стий Вэй (220-265) и Цзинь (265-420). Наиболее выдающиеся поэты этого периода - Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Жуань Цзи, Цзи Кан и Тао Юаньмин. Творчество последнего оказало значитель­ное влияние на поэтов последующих эпох. В годы Южных и Северных династий (420-589) популярными становятся народные песни, среди которых встречаются как лирические произведения (более характерно для южных народов), так и воинственные. Такова, например, «Песнь о Мулань», в которой рассказывается о бесстраш­ной девушке, заменившей на поле боя своего престарелого отца.

Апогеем культурного развития страны по праву считаются вре­мена династий Суй (590-617), Тан и Сун. Так, в «Полное собрание танских стихов» вошли произведения 2300 поэтов. Именно в эти годы стихосложение буквально пронизало практически все образо­ванное китайское общество, от важных генералов и чиновников до бедных ученых. Стихи дарили друзьям, родственникам, покровите­лям; их посылали по почте; в сочинении стихов состязались на пирах. Не менее 50 тыс. стихотворений дошли до наших дней. Наиболее известными поэтами этой эпохи были Ли Бо (701-762), Ду Фу (712-770), Бо Цзюйи (772-846), Сыкун Ту (837-908), Ван Вэй (699 или 701-759 или 761). Среди поэтов сунской эпохи такие имена, как Оуян Сю, Ван Аньши, Су Дунпо.

Интересна разница в поэтических стилях двух величайших поэтов того времени - Ли Бо и Ду Фу. Оговорясь, что к китайской поэзии вряд ли применимо определение «стиль-это человек» (скорее, «стиль - это традиция»), тем не менее, даже неискушенно­му читателю очевидно различие в их творчестве. Ли Бо - привер­женец даосизма-и Ду Фу-по преимуществу конфуцианец- совершенно по-разному воспринимают окружающий мир. Первый, в соответствии с даосским принципом, «самоестествен», его манит все удивительное и необычное: редкие камни, таинственный свет луны, странные очертания гор. Поэт един с природой, он чрезвы­чайно романтичен и пылок. Не таков Ду Фу. Он ищет поэзию в самых будничных вещах-игр мальчишек, крестьянском труде, торговле на рынках, молениях в храмах. Он не боится покоробить слух знатока «грубостью» и «простонародностью» своих стихов, и оказывается, что его поэзия ничем не уступает той, которая воспе­вает красоту природы. Сравните, например:

 

Дуфу...Не то чтоб не хотел Уйти от шума, А жить, не зная Горя и тревог,- Но с государем, Что подобен Шуню, Расстаться добровольно Я не мог... (8)

ЛиБо

...Гора Пэнлай

Среди вод морских

Высится,

Говорят

Там в рощах

Нефритовых и золотых

Плоды,

Как огонь, горят

Съешь один -

И не будешь седым,

А молодым

Навек.

Хотел бы уйти я

В небесный дым,

Измученный

Человек (7)

В середине эпохи Тан возник новый стихотворный жанр «цы», достигший своего максимального расцвета при династии Сун. В этом жанре поэты писали о любви, творчестве, муках расставания;

позднее диапазон тем был расширен сунским поэтом Су Ши. Его лирика полна описаний природы, истории страны, думами о судьбах народа.

В эпоху Сун родились и первые образцы китайской повести, язык которых был близок к разговорному. Большинство этих повестей - своеобразные конспекты, составлявшиеся народными ска­зителями. Широкой популярностью пользовались такие рассказы, как «Нефритовая Гуаньинь», «Несправедливая казнь», «Муки в тюрьме» (9).

В XIII в. правившая в Китае династия Сун пала. Пришедшая ей на смену «варварская» династия Юань не дала практически ничего нового в плане культуры. Одним из немногих культурных достиже­ний той эпохи стало появление нового литературно-драматического жанра «цзацзюй» в результате смешения разговорно-песенного творчества северян-кочевников со стихотворным искусством хань-цев. Сохранилось свыше 345 юаньских пьес этого жанра, самые знаменитые из которых написаны Ван Шифу, Чжзнь Гуанцзу и Гуань Ханьцином. Только последний стал автором 63 драм, в том числе популярной и в наши дни пьесы «Обида Доу Э». Как и пьеса Ван Шифу «Западный флигель», это произведение принадлежит к непревзойденным шедеврам китайской оперы.

Во времена династий Мин (1368-1643) и Цин (1644-1911) большое распространение получили романы. Написанные в эти годы четыре известнейших китайских классических романа - «Тро-ецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путеше­ствие на Запад» У Чэнъэня и «Сон в красном тереме» Цао Сюе-циия - оказали огромное влияние на китайскую культуру (10) и позднее были переведены на многие языки мира. Среди известных произведений того времени также «Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе» Ланьлинского насмешника, сатирический роман «Неофициальная история конфуцианцев» У Цзинцзы и но­веллы Пу Сумлина, объединенные в сборник «Рассказы Ляо Чжая о необычайном». Именно романы, а также сяопин («маленькие зарисовки»), посвященные описанию повседневной жизни, стали наиболее характерными литературными произведениями этой эпо­хи. Прозаические произведения тех лет писались как на классиче­ском литературном языке вэньянь, так и разговорном байхуа.

Начало XX века ознаменовалось ростом национального само­сознания китайцев, впоследствии способствовавшему свержению императорского строя в стране. Появившийся в эти годы журнал «Новая молодежь» резко критиковал традиционную китайскую культуру и призывал к скорейшему внедрению демократических норм в государстве по западной модели. Новая литература должна была способствовать общественным преобразованиям, и в 1917 году рядом известных китайских литераторов были опубликованы при­зывы к «литературной реформе» и «конструктивной литературной революции». Предлагалось, в частности, в качестве модели для подражания использовать жанровые образцы западной литературы, ее дух и мотивы. Именно в эти годы появились произведения, заставившие говорить о рождении новой китайской литературы, ушедшей от канонических образцов, но и не являющейся слепком с западного творчества. Например, повесть Лу Синя «Дневник сумасшедшего», безусловно, была написана под влиянием творче­ства Н.В. Гоголя, однако содержание ее было во всех отношениях

чисто китайским.

Китайская беллетристика 20-30-х гг. характеризуется заметной «левизной» (в результате широко распространившихся в Китае социалистических и коммунистических идей), жесткой сатирой на существующие порядки, а позднее - и призывами к революции.

Изменения претерпело и традиционное китайское стихосложе­ние. Традиционные пяти- и семистишья, написанные на древнем литературном языке вэньянь, практически исчезли из литературной жизни. Их место заняли ритмические стихи на разговорном китай­ском языке, в каком-то смысле смоделированные по западному образцу. Кроме того, особенностью этих стихов стал отход от рефлексии, традиционной для китайской поэзии прежних эпох.

Среди наиболее ярких произведений этой поры - «Подлинная история А-Кью» Лу Синя, «Рикша» Лао Шэ, «Перед рассветом» Мао Дуня и поэма «Богиня» Го Можо.

Путь китайской литературы после 1949 г.- года образования Китайской Народной Республики - не был легким. Литература первых лет КНР была посвящена таким проблемам, как перемены в деревне, раскрепощение широких масс крестьянства (Чжао Шули «Деревня Саньливань»), национально-освободительная борьба ки­тайского народа (Ду Пэньчэн «Отстоим Яньань», Лю Цин «Несок­рушимая стена»). Она буквально наполнена высоким гражданским звучанием, мажорным настроением, воспеванием ратных и трудо­вых подвигов своих соотечественников. В то же время поступатель­ное движение литературы и искусства в начале 50-х гг. неоднократно тормозилась различными идеологическими кампаниями, прежде всего по критике взглядов Ху Ши (началась как дискуссия по поводу оценки романа «Сон в красном тереме»). Некоторая корректировка в отношении КПК к культуре проявилась в провозглашении курса «пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все ученые», однако буквально через год кампания по критике «буржуазных элементов» привела к его ограничению и по существу упразднению. Пострадало значительное количество как творческой молодежи, так и известных литераторов, среди которых были Дин Лин, Ай Цин и многие другие.

Еще больший урон китайской литературе нанесло десятилетие «культурной революции» (1966-1976). В эти годы полностью пре­кратилось издание художественной литературы и подавляющего большинства журналов, закрылись театры и музеи. Пылали костры из книг. Это именовалось «борьбой со старой феодальной и буржу­азной культурой», к которой была причислена почти вся китайская и мировая классика. Главной задачей было провозглашено создание некоего «совершенно нового, пролетарского искусства», «создание героических образов рабочих, крестьян и солдат». В эти годы погибли, не вынеся страданий, такие мастера, как Лао Шэ, Чжао Шули, Тянь Хань и многие другие.

После окончания «культурной революции» произошел посте­пенный подъем творческой активности китайских писателей. Те­перь к традиционным для современной китайской литературы темам добавилась проблематика осмысления трагических явлений 60-70-х годов, анализ их влияния на судьбы поколений. Среди наиболее ярких произведений - «Преступник Ли Туньчжун» Чжан Игуна, «Северные реки» Чжан Чэнчжи, «Девятнадцать могил среди гор» Ли Цуньбао. В 80-90-е годы наряду с произведениями эпического размаха популярность приобрели «мини-новеллы».

К числу лучших произведений, появившихся после образования КНР, можно отнести романы «Песня молодости» Ян Мо, «Перво­проходцы» Лю Цина (50-60-е годы), а также опубликованные после 80-х гг. «Красный пояс, опоясавший планету» Вэй Вэя, «Трудная жизнь» Хао Жаня, «Похороны мусульманина» Хо Да, «Деформиро­ванный человек» Ван Мэна, «Обыкновенный мир» Лу Яо, «Импе­ратор Юнчжэн» Эр Юэхэ, «Война и человек» Ван Хо, «Мятежная осень» Лю Юйминя и другие произведения, удостоенные литера­турной премии имени Лу Синя.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!