Лидеры и менеджеры: ключевое различие

3 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В повседневной жизни часто путают термины «лидер» и «ме­неджер», но это различающиеся понятия. Американский исследова­тель Дж. Коттер писал, что самая главная функция лидера органи­зации — определить необходимые цели, точнее, миссию организа­ции, и разработать стратегию для ее достижения. А работа менеджера заключается в том, чтобы осуществить эту стратегию на практике. Менеджеры воплощают в жизнь видение организацион­ного будущего, миссию, цели, которые создаются лидером. Таким образом, основная обязанность менеджеров — решение пусть и сложных, но конкретных задач, лидеры же осуществляют общее ру­ководство и намечают генеральный план развития компании (отде­ла, департамента), обладая видением будущего. Эффективные лиде­ры заставляют людей верить в их видение и идти за ними по пути достижения целей.

Путаница между этими двумя терминами возникает потому, что различие между выбором миссии и ее осуществлением часто стира­ется. Это происходит оттого, что от многих лидеров ждут не только постановки задачи, но и помощи в ее реализации. Также от менед­жеров часто требуют вести подчиненных, хотя это работа лидеров. Дж. Коттер сделал наблюдение, что быть действительно хорошим лидером не так просто. Слишком много так называемых лидеров не справляются с управленческими аспектами своей работы, так как ставят недостижимые цели. Поэтому необходимо учитывать, что не­которые менеджеры являются лидерами, а некоторые — нет, и эти два понятия не стоит употреблять как синонимы.

Одной из характеристик лидера в организации является автори­тет. Под авторитетом понимают признание заслуг личности в глазах других, психологическое влияние, которое человек оказывает на окру­жающих. Авторитет определяется многими факторами: должностью («формальный авторитет»), возможностью распоряжаться каки­ми-либо дефицитными ресурсами, опытом и деловыми качествами, нравственными характеристиками, компетентностью и т. д.

Многие люди часто мечтают стать лидером. Они представляют себя руководителем большой группы, которого уважают и которым восхищаются. Но реализовать такие желания удается лишь немно­гим. А среди тех людей, кто стал лидером, процент эффективных лидеров невысок. В связи с этим возникает вопрос: почему одни люди становятся эффективными лидерами, а другие нет? Было предложено много ответов на эти вопросы. Здесь мы остановимся на одном из них, согласно которому успешное лидерство обуслов­ливается характером человека.

Рождаются ли лидерами? Здравый смысл говорит, что да. Зна­менитые лидеры прошлого, такие как Александр Великий, Петр Первый, Наполеон или Ленин отличались от обычных людей. На­пример, они были очень амбициозны и точно знали, чего хотят. Даже менее известные лидеры существенно выделяются из среды обывателей. Руководители высшего звена, некоторые политические деятели и даже звезды спорта излучают вокруг себя какую-то осо­бую «ауру», которая отличает их от других. На основе этих наблюде­ний исследователи лидерства еще несколько десятилетий назад сформулировали личностную теорию лидерства или теорию великих людей, сущность которой заключается в том, что успешные лидеры обладают особыми чертами характера, которые отличают их от ок­ружающих. Далее, эта теория утверждает, что лидерские черты оста­ются неизменными во все времена и проявляются в различных со­циальных средах. Таким образом, предполагается, что все лидеры обладают этими чертами независимо от того, когда и где они жили и какую роль сыграли в истории.

Эта простая и доступная теория на первый взгляд хорошо согла­суется с обыденными знаниями и опытом. Однако при проверке на­учными методами эта теория не подтвердилась: после десятилетий активных исследований, проводимых до 1950 г., ученые так и не су­мели выделить список ключевых черт, присущих всем лидерам и от­личающих их от обывателей. (Выяснилось только, что лидеры, как правило, обладают более высоким ростом и более интеллектуально развиты, чем «обычные» люди, хотя и здесь имеется масса исключе­ний из «правила»).

Некоторый прогресс был достигнут в 1990-е гг., хотя ученые стали уже гораздо более осторожны в своих заключениях. В частно­сти, С. Киркпатрик и Э. Локк проанализировали огромное количе­ство материала по этой проблеме и вернулись к предположению, что существуют некоторые особые черты характера, которые вместе

с другими факторами вносят вклад в успех лидеров в их деловых на­чинаниях. Они выделили эти черты и составили их список, который представлен в табл.

Характеристики успешных лидеров

Черты характера Описание
Напористость Честолюбие, амбициозность, энергичность, инициативность, настойчивость
Честность и порядочность Достойный доверия, надежный, открытый
Мотивация лидерства Готов влиять на других, чтобы достичь общих целей
Уверенность в себе Рассчитывает только на свои возможности и способности
Любознательность Интеллект: умение интегрировать и интерпрети­ровать большой объем информации
Творческие способности Оригинальность
Знание дела Знание производства, технических аспектов
Гибкость Способность адаптироваться к ситуации

 

Эти исследователи также ввели термин мотивация лидерства, которым обозначили желание лидеров влиять на других людей. Та­кая мотивация может принимать две различные формы: личност­ную и социальную.

Личностная мотивация заставляет лидеров завоевывать власть как самоцель. Лидеры, которые демонстрируют такую мотивацию власти, хотят доминировать над другими и вследствие этого, как правило, придают чрезмерное значение должностному и обществен­ному статусу человека.

Социальная мотивация лидерства заставляет лидеров искать власть как средство достижения желаемых целей. Второй тип лиде­ров предпочитает скорее сотрудничать с подчиненными, чем только контролировать их поведение или управлять ими. Само собой разу­меется, этот тип мотивации лидерства обычно гораздо более ком­фортен для окружающих, чем личностная мотивация лидерства.

Другой американский теоретик менеджмента Дж. Креймс в ре­зультате своих многолетних исследований деятельности успешных лидеров таких крупнейших компаний, как Dell Computer, Microsoft, Intel, Wal-Mart и др., тоже попытался выявить наиболее характерные

черты, объединяющие директоров этих процветающих корпораций. Ключевыми составляющими выдающегося лидера он называет сле­дующие шесть характеристик:

Организация своего бизнеса по принципу «снаружи внутрь». Речь идет о способности адекватно оценивать потребности рынка, внеш­ней среды и умении трансформировать свою компанию так, чтобы она максимально удовлетворяла запросы потребителей. Если мно­гие руководители ориентируются, прежде всего, на внутренний по­тенциал компании (что мы можем сделать?), то рассуждения успеш­ных бизнес-лидеров имеют обратную логику (что нужно потребите­лю?), они начинают с изучения запросов рынка. Можно привести здесь замечательное высказывание С. Уолтона, создателя крупней­шей в мире сети магазинов Wal-Mart, по этому поводу: «Существует только один босс — потребитель. Он может уволить любого в вашей компании — от председателя совета директоров до клерка. Как? Просто потратив свои деньги в другом месте».

Наличие гена «евангелического лидера». Что такое «евангелизм»? Термин пришел из практики христианства: речь идет о рас­пространении и защите учения Иисуса Христа. Примером людей та­кого типа могут быть апостолы, которые после смерти своего Учи­теля проповедовали по всей земле и среди различных народов его учение. Из христианства этот термин вошел и в психологические словари: под евангелическим типом человека понимают индивида, для которого характерен пылкий энтузиазм, вера в свою идею, спо­собность сражаться за то, во что он верит. Руководитель евангеличе­ского типа способен использовать свой офис для «проповеди» соб­ственного видения будущего компании и увлечь сотрудников своим примером в реализации этого будущего.

Понимание значимости корпоративной культуры. В нашем учебнике одна из последующих глав будет посвящена культуре ком­пании, hq предварительно можно сказать, что каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми материаль­ными и духовными ценностями, которые имеют существенное зна­чение для ее сотрудников. Совокупность таких ценностей, принятых в компании норм поведения, разделяемых сотрудниками идеалов и т. д. и входит в понятие корпоративной культуры. Эффективно действующие лидеры бизнеса рассматривают создание сильной кор­поративной культуры как ключ к успеху.

  1. Умение мыслить новаторски. Все успешные лидеры, по мне­нию Дж. Креймса, создали и адаптировали продукты и решения «следующего поколения», т. е. они обладали способностью предви­дения, хотели и могли быть первопроходцами. В своей книге

Б. Гейтс вспоминал о собственной реакции на появление нового типа компьютеров: «Шанс оказаться среди первых, тех, кто совер­шает революцию в области персональных компьютеров, казался мне самым важным в жизни, и я решил: нй\ за что его не упущу». Оче­видно, что люди, боящиеся нового, предпочитающие конформист­ский стиль поведения, обладают гораздо меньшими шансами стать успешными лидерами.

Страстный поиск новых идей независимо от того, где эти идеи родились. Успешные лидеры черпают идеи из любого источника, для них характерна «открытость» сознания, они ищут ответы на вопро­сы не только в своей организации, но и в практике конкурентов. Эти лидеры учатся не только на своем, но и на чужом опыте.

Заинтересованность в совершенствовании своих лидерских ка­честв. Лидерство — это искусство, которым нужно овладевать всю жизнь, расширяя свое управленческое мышление. Уже упоминав­шийся выше С. Уолтон любил говорить, что для лидера главное — любовь к обучению. Такой настрой возможен тогда, когда индивид получает удовольствие от того, чем он занимается. Один из самых успешных лидеров американского бизнеса М. Дэлл, основатель компании Dell Computers, на вопрос: почему он, имея так много де­нег, не отойдет от дел и вместо этого не начнет, например, плавать на яхте по Карибскому морю, ответил так: «Плавание под паруса­ми — довольно скучное занятие. Вы просто не представляете, на­сколько интереснее управлять компанией!»

Казалось бы, что эффективные лидеры должны обладать высо­кими интеллектуальными способностями и уметь анализировать и систематизировать большой объем информации. Однако выдаю­щиеся умственные способности в некоторых случаях не являются необходимыми и могут даже оказать вред. Гораздо более важным качеством является гибкость ума, позволяющая в различных, посто­янно меняющихся ситуациях принимать неожиданные решения и затем действовать в соответствии с ними. Доказано, что наиболее эффективные лидеры не склонны к стандартным решениям и дей­ствиям и легко адаптируются к различным ситуациям.

Независимо от того, рождаются ли лидерами или становятся, совершенно очевидно, что они существенно отличаются от осталь­ных людей. Лидер не обязательно должен быть интеллектуальным гением или пророком, чтобы за ним следовали, но лидер должен в совершенстве владеть «искусством управления», и этим искусством владеет далеко не каждый. Лидерство — тяжелая и ответственная работа с огромными стрессами и серьезными обязанностями.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!