Лидерство и подходы к его формированию

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Лидерство представляется как совокупность свойств и харак­теристик поведения человека, оцениваемая как его способность ока­зывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важнейшим фактором эффективного руковод­ства группой (предприятием). Понятия лидера и руководителя (менеджера) не тождественны. Руководитель назначается на долж­ность, поэтому его влияние на других людей при осуществлении конкретной деятельности определяется должностными полномо­чиями. Однако в жизни отдельные личности становятся лидерами вне полномочий, делегированных сверху.

По определению лидер - лицо, пользующееся большим авто­ритетом, влиянием в какой-либо группе. В своей книге «Лидер­ство в XXIвеке; взгляд из России» Г. Галиуллина пишет: лидеры в любой сфере человеческой жизни интересны тем, что именно в них наиболее совершенно проявляется воля к жизни. В них ощу­щается внутренняя сила, заставляющая их осуществлять свои жизненные цели как можно более эффективно. Лидер - это воп­лощение жизненной силы, стремящейся к идеалу. В каждом из нас, в существах мыслящих и способных к целесообразной деятельно­сти, есть зачатки жизненной силы, и стремление к совершенству заставляет нас испытывать неудержимое желание достичь выс­шей материальной и духовной ценности в самих себе и окружаю­щем нас мире. Но реализовать это желание удается лидерам. Пе­речисляются 10 заповедей для тех, кто хочет стать лидером в но­вом веке:

- сила духа. Любое лидерство требует напряжения воли, иног­да на грани возможного;

- глобальное мышление;

- индивидуальный стиль;

- мобильность. Умение меняться со скоростью, равной скорос­ти изменения окружающей среды;

- профессионализм;

- социальная ответственность;

- уважение к другим людям;

- человечность - умение ценить в людях их человеческие каче­ства и создавать условия для их реализации;

- честность;

- умение сохранять ключевую компетентность. То, из нею вырос­ло ваше лидерство, является вашим ключом к дальнейшим успехам.

По результатам опросов 36% южноуральцев считают, что ли­дер - это человек, которого я уважаю и могу без сомнений подчи­няться его воле.

Лидер - это сильная рука, жесткая, но справедливая: так считают 24% респондентов, а 21 % считают, что лидер - это человек, вызываю­щий восхищение своим совершенством и желание подражать /26/.

Таким образом, видение лидерства в оценках различных людей неоднозначно, как неоднозначны в их восприятии такие категории, как восхищение, совершенство, уважение, человеческие качества и т. д. Ключевым свойством лидера представляется способность вес­ти за собой людей: одного человека, группу, предприятие (органи­зацию), страну. Важно, чтобы это свойство работало во благо, на развитие ведомого и ведущего.

Выделяются три подхода к формированию теории управления и эффективного руководства:

- подход с позиции личных качеств;

- поведенческий подход;

- ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств связан с исследованиями, направленными на выявление свойств или личностных характе­ристик руководителей, добившихся эффективной деятельности. Делаются попытки решения задачи установления соотношения между совокупностью отдельных качеств менеджеров и эффектив­ностью управляемых ими предприятий. Согласно личностной тео­рии лидерства, получившей название теории великих людей, луч­шие руководители обладают определенным набором общих для них качеств, обеспечивающих эффективное руководство. За основу кон­цепции этого подхода принята гипотеза, что достаточно выявить определенный перечень качеств в человеке, который позволяет ему стать успешным руководителем, воспитывая эти качества в себе. В перечне этих качеств значатся уровень знаний и интеллекта, соот­ветствующая представительная внешность, честность, инициатив­ность, здравый смысл и рациональность в решениях и поступках, уверенность в себе. Однако нет единого мнения в выборе таких ка­честв, позволяющих отличить достойного подражанию крупного руководителя от заметного подражателя этим качествам. Последо­ватели этого подхода пришли к следующим выводам:

- в различных ситуациях эффективные руководители обнару­живают разные личные качества;

- человек не становится руководителем только потому, что об­ладает некоторым набором личных качеств;

- структура личных качеств руководителя должна соотносить­ся с личными качествами, видами деятельности и задачами его под­чиненных в организации.

Поведенческий подход отводит главную роль в формировании лидерства поведению руководителя. Согласно этому подходу эф­фективность руководства и лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Последние исследования свидетельствуют о том, что не существует одного, оптимального типа поведения, оно меня­ется в зависимости от существующих отношений в организации и складывающейся производственной ситуации.

Ситуационный подход стал новым направлением в поиске путей формирования руководителя и стиля его работы. Результаты после­дних научных исследований свидетельствуют о том, что в эффектив­ности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные ситуационные факторы: соотношения интересов руководителя и подчиненных, характер решаемых задач, требования и воздействия внешней среды, качество коммуникаций и др. Основное концепту­альное положение ситуационного подхода заключается в том, что руководитель-лидер способен вести себя с подчиненными по-разно­му в различных ситуациях, используя свои личностные качества.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!