Личность, свойства личности, общая характеристика личность. Способность, темперамент, характер

Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной дея­тельности; 2) системное качество ин­дивида, определяемое включенностью в социальные связи, формирующееся в совместной деятельности и общении. В российской психологии человека как личность характеризу­ет система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая личность выступает как целое, в кото­ром познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматри­вается в единстве (но не тож­дестве) чувственной сущности ее носителя — индивида и условий социальной среды (В. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Природные свойства и осо­бенности индивида выступают в личности как социально обусловлен­ные ее элементы.

Возникновение личности как систем­ного качества обусловлено тем, что индивид в совместной дея­тельности с другими индиви­дами изменяет мир и посред­ством этого изменения преоб­разует и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев). Личность характе­ризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выхо­дить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действо­вать за границами требований ситуации и ролевых предписа­ний (мотивация достижения, риск и т. п.). Личность характеризует­ся направленностью - устой­чивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеж­дений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя по­требности человека; степенью осознан­ности своих отношений к дей­ствительности: отношения, установки и т. п.

Развитая личность обладает раз­витым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции неко­торых важных сторон актив­ности личности. Субъективно для ин­дивида личность выступает как его «Я» (образ-«Я», «Я»-концепция), система представлений о себе, конструируемая индиви­дом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве само­уважения, уровне притязаний и т. д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т. д. Индивид в своем разви­тии испытывает социально де­терминированную «потреб­ность быть личностью», т. е. по­лагать себя в жизнедеятель­ности других людей, продол­жая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть личностью, реализуемой в соци­ально значимой деятельности. Развитие личности осущес­твляется в условиях социали­зации индивида и его воспита­ния

В основе личности лежит ее структура - связь и взаи­модействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) явля­ется направленность - система устойчивых мотивов (доми­нирующих потребностей, интересов, склонностей, убежде­ний, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические со­стояния (например, преодоление отрицательных психичес­ких состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатий), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Напри­мер, можно говорить о направленности морально-политиче­ской (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»). Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и дей­ственностью.

Способности человека определяют его успехи в раз­личных видах деятельности. По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее: 1) это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.2) Способности служат успешному выполнению деятельности. 3)Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека. Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Выделяют общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности невозможно без наличия общих способностей, общей одаренности.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Основные свойства темперамента: Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции; Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук); Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Классические типы темперамента:  сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека. Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств: уравновешенность – неуравновешенность; сензитивность – агрессивность; широту – узость; глубину – поверхностность; богатство, содержательность – бедность; силу – слабость.

От темперамента зависят реак­ции человека на окружающий мир - других людей, обстоя­тельства жизни и т. п. Характер человека определяет его по­ступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению постав­ленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, пе­реживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!