Личность ребенка как объект и субъект воспитания, обучения и социализации

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не толь­ко на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Одна­ко решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. ре­зультаты социальной жизни, которые, определяя весь облик лич­ности, придают ей силы для преодоления своих физических недо­статков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах об­щения с другими людьми. Так, смелость может доходить до без­рассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внима­ние (естественная потребность в достижении, признании). Друго­го человека смелость побуждает идти навстречу жизненным труд­ностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, напри­мер, может граничить с подхалимством, послушание — быть по­казателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быст­роте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С.Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляет­ся и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важней­шая характеристика личности — социальный облик человека, все­ми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Влияние наследственности и среды корректируется воспи­танием. Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз­действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наслед­ственности и плохом влиянии среды) до признания его един­ственным средством изменения человеческой природы. Исти­на, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспи­тание может все», с которым неоднократно выступала педаго­гика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей вос­питание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание - это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку (исследования Н.И. Ладыгиной-Коте).

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение готовых истин.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Разумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Социализация - третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования - высшие психические функции, в составе которых знания об обще­ственных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную под­системы. Информация о них расположена в зонах потен­циального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окру­жения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все форми­рующее личность пространство, т.е. школу, семью, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окруже­ния, социальные институты, средства массовой информа­ции как в организованных, так и в педагогически неорга­низованных формах их влияния на развитие под­растающих поколений, формирование их социального опыта.

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни­ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!