Личность как предмет социологического анализа

2 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Личность, как предмет исследования, занимает центральное место в философской, психологической, социологической, юридической и других науках. Каждая из них имеет свой определенный аспект в изучении данной проблемы. На сегодня в науке насчитывается более 70-ти определений личности. Решение проблемы личности в социологической литературе относится к одной из самых сложных. В нашей стране социология личности является сравнительно молодой научной дисциплиной. Она начала складываться в конце 60-х годов. Одной из первых публикаций на эту тему была работа И.С.Кона "Социология личности", изданная в 1967 году. В последующие годы было опубликовано немало глубоких и серьезных исследований, освещающих различные теоретические и эмпирические вопросы социологии личности.

Проблема личности относится к тем вопросам, которые исследуются с давних времен и не имеют однозначного решения. Существует множество подходов, взглядов различным образом раскрывающих смысл термина «личность».

Само понятие «личность» восходит к латинскому слову «персона». В латинском языке выражение персона употреблялось в театральном, юридическом, грамматическом и философском контекстах. Начиная с Нового времени и до XIX века, термин «личность» отождествляется с сознанием. Личное местоимение «Я» у Декарта обозначает душу, а не человека. У него душа есть само мышление, а не то, что мыслит. Тем самым представление, согласно которому индивид становится личностью тогда, когда он осознает себя как личность, легло в основу новоевропейского рационализму. Именно в разуме, мышлении усматривалась специфическая особенность личности. В противовес этому взгляду в западной философии сложилась другая тенденция, которая сводит личность к иррациональному началу (инстинкт, интуиция, воля, чувство и т. д.) В частности, согласно С. Кьеркегору, человек становится личностью благодаря волевому акту. У Ф. Ницше личность есть проявление воли к власти.

В западной и отечественной социологии существуют многообразные социологические теории, которые различным образом описывают бытие личности и дают множество ее определений.

Сторонники символического интеракционизма (Ч.Кули, Дж.Мид, Дж.Холмс и др.) отстаивали позицию, согласно которой личность и общество представляют из себя продукт взаимодействия (интеракции) между людьми. Личность предстает как функция, производная от полностью социально обусловленного "Я". Основу личности составляет самосознание, которое является результатом социального взаимодействия. Индивид воспринимает себя как объект глазами окружающих, т.е. не прямо и непосредственно, а косвенно - посредством частных точек зрения других индивидов или же социальной группы как целого. В данном случае отдается приоритет неформальным отношениям и умаляется роль социальных институтов. Эта теория подчеркивает социальную природу внутреннего мира личности. В целом, в символическом интеракционизме отразилось процессуальное видение социального мира, который предстает в виде непрерывного процесса приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе восприятия субъективных состояний других.

В теории потребностей и ориентации личность представляет собой совокупность социогенных потребностей и ориентации, формируемых обществом. Концепция социальной установки определяет личность как результат неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного, повседневного воздействия ("давления") на индивида.

В необихевиоризме личность - это результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе "социальному состоянию челове­ка". Здесь личность предстает простой совокупностью социально-приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.

Основные положения ролевой теории личности были разработаны американскими социологами Дж.Мидом, Р.Мертоном, Т.Парсонсом, за­падногерманским социологом Р.Дарендорфом. Теория ролей, описывая взаимоотношение индивида и общества, показывает иерархию социальной системы. Личность, согласно данной концепции, являясь социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, в которых занимает различные позиции. Например, человек, являясь высококлассным специалистом в определенной профессии, занимает подобающее место в своей организации, но, оказавшись в другой группе, может оказаться на низком уровне, поскольку не обладает соответствующими знаниями, навыками и умениями. Для обозначения места индивида в группе и исполняемыми функциями используются понятия "социальный статус" и "социальная роль". Благодаря данным терминам анализируется степень включения индивида в различные социальные группы, общности, организации.

Первым, кто употребил слово статус, был английский историк  Г.Мейн. Впоследствии данное понятие развили Дж.Мид и другие ученые. Основу концепции Дж.Мида составило положение, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, закладывающаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Он выделил три стадии исполнения ребенком взрослых ролей: подготовительная (имитация поведения взрослых без понимания); игровая (при понимании поведения людей, но исполнение роли еще неустойчиво) и заключительная (поведение устойчивое, целенаправленное, при способности перенимать роли других людей).

В концепциях Р.Мертона, Т.Парсонса, Э.Морено личность трактуется как совокупность ролей, исполняемых индивидом в обществе, производных от совокупности тех групп, в которые включен индивид.

Свое представление о личности сложилось в марксизме. Марксистское исследование личности основывается на рассмотрении предметно-деятельностного бытия людей, на представлении о человеческой деятельности как коллективного способа производства общественной жизни. С этой точки зрения сознательное взаимодействие между людьми имеет предметно-деятельностную основу и предстает как результат воспроизводства общественных отношений.

В отечественной науке из всего многообразия точек зрения следует выделить три основных подхода. Согласно позиции П.Е.Кряжева, М.В.Демина, Л.С.Когана личность определяется как носитель общественных отношений. В трактовке М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, Г.Г.Квасова личность выступает в качестве субъекта деятельности. А.Н.Красин, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, Д.С.Клементьев рассматривают личность как носитель социально значимых черт.

В отличие от философии, социология выявляет конкретно-исторические существующие формы бытия личности. Социологическое изучение личности включает в себя широкое содержание, имеет теоретический, эмпирический и экспериментальный уровни, представляя ее как теоретический объект, и как реальный эмпирический факт. В поле зрения находятся такие важные проблемы, как: что такое человек как личность, кем личность может стать, развивая свои возможности, какова ее структура, какие социальные функции и роли она выполняет, что из себя представляет процесс социализации индивида, какие существуют закономерности социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах, в чем суть социально-психологических типов личности и т.д.

Если философия исследует личность, прежде всего и, главным образом, с точки зрения мировоззрения и методологии, в ее соотношении с обществом, определяет сущность человека, то социологические и психологические науки анализируют ее осуществление на уровне лич­ности, рассматривая последнюю конкретно-исторически.

Специальная социологическая теория личности сосредоточивает внимание на одном из механизмов взаимодействия личности и общества, в одной из сфер социальной деятельности. Основой концептуальной модели марксистской социологии личности является социологическая структура личности, ибо она непосредственно выражает диалектику социального и индивидуального в развитии и функционировании личности. В этой модели выделяется ряд уровней, сообразно уровням социальной детерминации личности. Каждый из них объединяет соответственно социальные нормы и ценности, связанные с ними виды деятельности, а также потребности и ценностные ориентации личности.

В опубликованных работах в качестве иллюстрации методологи­ческого принципа предлагается такая, например, категориальная схема социологии личности в соответствии с логическими взаимосвязями обозначаемых ими явлений: общество, формирование личности, социальная деятельность, потребности, смысл жизни, личность. Каждой такой ступени соответствует определенный категориальный ряд. Общество включает в себя элементы и стороны социальной системы. Формирование личности опосредовано процессом воспитания, социализацией, адаптацией. Социальной деятельности соответствуют такие категории, как образ жизни, социальные роли, социальный статус, жизненный путь. Потребностям соответствуют мотивация социальной деятельности, ценностные ориентации, социальные установки, интересы, мотивы, цели, социальные нормы. Смысл жизни соотносится с такими категориями как: смысл деятельности, идеал, вера, надежда, любовь, долг, счастье, справедливость и т.д.

Личность включает такие категории как социальный тип личности, структура личности, духовный мир личности[1]. В соответствии с данной категориальной схемой предмет социологии личности охватывает широкий спектр проблем взаимодействия личности и общества в конкретных сферах социальной действительности. Сложность предмета исследования определяет различные подходы к его анализу, к построению социологической структуры личности. Так, С.Г. Спасибенко выделяет в структуре личности следующие компоненты: свойства человека, характеризующие его как служащего, труженика, деятеля; уровень познания и образования; характер мировоззрения; нравственность; эстетическое сознание[2].

Концепция Л.Н. Когана, основой которой является положение о реализации личностью сущностных сил человека, включает следующие элементы: способность к выполнению того или иного вида социальной деятельности; социальные потребности; знания, навыки, умения; человеческие чувства[3].

Раскрытие структуры личности с позиций социологической теории по мнению Е.С. Ануфриева, предполагает анализ следующих моментов:

- способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая;

- объективные социальные потребности;

- способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности: нравственные нормы и принципы, убеждения[4].

Социологической подход в исследовании личности предполагает выделение содержательных параметров. Так, Э.В. Соколов выделяет в личности три содержательных структурных уровня: социально-культурные роли, социальный характер и экзистенциальные структуры. Последний уровень характеризуется более содержательным наполнением, чем предыдущие. Субъективная сторона каждого из уровней проявляется в виде эмоциональных состояний. Эту сторону личности он определяет с помощью понятия "ценностные ориентации", включающего в себя интересы, установки, направленности, цели. Каждый из названных структурных уровней личности проявляется объективно в поступках, продуктах деятельности и культурных формах.

Особый интерес представляет диспозиционная концепция личности В.А.Ядова, объединяющая социологические, социально-психологические и общепсихологические характеристики личности. Эта концепция утверждает систему иерархии диспозиций, характерную для каждой личности. Диспозиция означает предуготовленность человека к определен­ному поведению и рассматривается как результат повторяющегося взаимодействия потребностей и ситуаций или условий деятельности по их удовлетворению. В.А. Ядов выделяет четыре диспозиционных уровня: читальные потребности и «предметные ситуации», рождающие эле­ментарные фиксированные установки; социальные потребности и условия группового общения, образующие социальные фиксированные установки; сложные социальные потребности приобщения к определенной сфере деятельности и условиям деятельности в той или иной сфере деятельности (труд, досуг, семья), формирующие базовые социальные установки; высшие социальные потребности и общесоциальные условия, определяющие появление системы ценностных ориентаций. В каждой конкретной ситуации в зависимости от цели определяющая роль в обусловленности поведения личности принадлежит определенному уровню, и если эту роль выполняет другая диспозиция, то наблюдается несоответствие между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком[5].

Как мы можем заметить, личность в социологии исследуют на различных уровнях: собственно личностном; межличностном; социальных групп, общностей, институтов и организаций; социальной системы в целом.

[1] Немировский В. Социология личности: теория и опыт исследования. Красноярск, 1989. С. 16.

[2] Спасибенко С.Г. Личность и социализм. М., 1972. С. 18-19.

[3] Коган Л.Н. Цели и смысл жизни человека. М., 1984. С. 25-26.

[4] Ануфриев Е.С. Социальный статус и активность личности. М., 1984. С. 108.

[5] Ядов  В.А.   О  диспозиционной  регуляции  социального  поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 104.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!