Личность. Источники активности. Направленность личности

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-раз­ному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в ли­тературе (если оно включено в разработанную теорию и под­креплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупно­сти его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни­как не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относят­ся психологические качества человека, характеризующие его по­знавательные процессы или индивидуальный стиль деятельно­сти, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивы­ми и свидетельствуют об индивидуальности человека, опреде­ляя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловле­ны, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки челове­ка, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных ви­дах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обсто­ятельства. Характер содержит качества, определяющие поступ­ки человека в отношении других людей. Волевые качества охва­тывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмо-ции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуж­дения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.

Г.Оллпортом и Р.Кетгелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внут­ренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобще­нии жизненных наблюдений разных людей заданной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт лично­сти основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа сино­нимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного челове­ка. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изуче­ния личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает исполь­зование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточ­ному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жиз­ненных наблюдений людей. В итоге получается набор статисти­чески независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-пер­вых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследова­тели получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленно­го набора личностных черт также оказываются весьма различ­ными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение че­ловека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение челове­ка, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в ко­торой оно рассматривается.

В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ре­бенок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особен­ности человека, будучи сформированными в дошкольном воз­расте, в дальнейшем сохраняют свое постоянство. Во-вторых, о том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собст­венно личностных свойств ребенка.

Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, т.е. малую степень изменчивости, в под­ростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стрем­ление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особен­но высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, — эстетические вкусы и общительность. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформи-рованности в более ранние годы, обладают способности, ответ­ственность, сила воли, дружелюбие и открытость.

И последний по порядку, но не по значимости вопрос, свя­занный с устойчивостью личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив, его изменчивость, адап­тивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека — его умении приспосабливаться к изменяющимся ус­ловиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть не­обходимость. Такого рода качество представляется весьма цен­ным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека зна­чительной модификации своих взглядов, установок, ценност­ных ориентации и т.п. Поэтому изменчивость при определен­ных обстоятельствах необходимо рассматривать как положитель­ное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!