Личность и политика

26 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

Введение

1. Зависимость развития личности от политики.

2. Политическая социализация и политическое поведение личности.

3. Политическая культура и политическое поведение масс.

4. Своеобразие политической культуры в Российской Федерации.

Список литературы

Введение

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако существующие у них интересы реализуются не прямо, а опосредуются теми значениями и смыслами, в которых выражено отношение субъектов политики к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д. Сами же смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т. е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества.

Впервые термин "политическая культура" употребил в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений.

1. Зависимость развития личности от политики.

Политика есть особая сфера жизнедеятельности, и также как не все люди сеют хлеб, делают машины или поют со сцены, не все занимаются политикой. У некоторых просто нет к политической деятельности интереса. Часть людей не занимается ею потому что не хватает времени. Другие считают политику "грязным делом" и потому сторонятся политических дел. Для иных политика выступает чем-то таинственным, непонятным, слишком высоким, а они считают себя обычными людьми.

Отношение к политике может меняться в зависимости от возраста. Как правило, уже в школе у многих проявляются качества организатора, стремление к инициативному выполнению поручений, желание занимать лидерские позиции. В дальнейшем, если эти качества развиваются, человек может достичь многого, занять, как говорят, высокое положение в обществе, в различных организациях и учреждениях, в государстве. Но бывает и так, что интерес человека к участию в организаторской деятельности ослабевает, и он находит удовлетворение в иных далеких от политики сферах, иногда добиваясь значительных результатов в культуре, науке, предпринимательстве, спорте, в материальной деятельности на производстве. Часто жизнь заставляет человека соединять профессиональные интересы и интересы политические. Большой ученый, выдающийся актер или писатель, высокопрофессиональный рабочий становятся активными политическими деятелями.

Значит ли все это, что политическая практика касается не всех людей, что она не является общезначимой, что человек может прожить жизнь, не имея никакого отношения к политике? Действительно, большое число людей активно не участвуют в политике, но это не означает, что они не связаны с политикой, что последняя не влияет на их жизнь и не требует от них выполнения определенных обязательств. Современное общество - сложно организованная структура, в которой политическая власть выполняет важные функции. Уже тот факт, что каждый человек является гражданином того или иного государства, связывает его с политикой государственных структур, обеспечивает его определенными правами и налагает на него определенные обязанности. Человек соприкасается с политикой, читая газеты, слушая радиопередачи, включая телевизор. Человек может попытаться освободиться от политики, поселившись вдали от общества, от людей. Но такой "робинзон" либо вскоре потеряет человеческий облик, либо будет вынужден возвратиться в общественный мир. Не случайно древнегреческий философ Аристотель видел в общении людей глубокую причину возникновения государства и считал, что "государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек". Так как общество организовано в государство, то человек фактом своего существования в таком обществе имеет связь с политикой, приобретает ряд политических качеств.

Какое место занимают в человеке его политические качества? Можно ли говорить о том, что только политические качества лежат в центре определения человека, а все другие подчиняются им, зависят от них? Психологи, оценивая органы чувств человека по критерию объема воспринимаемой информации, установили, что в процентном отношении первое место здесь занимает зрение, второе - слух, а далее - осязание, обоняние и вкус. Можно ли таким же образом иерархизировать человеческие качества? Ведь у человека, помимо политических, есть нравственные, эстетические, религиозные, профессиональные, общекультурные и т.д. качества. Какое качество главное?

Ф.М.Достоевский говорил, что красота спасет мир. Означает ли это, что эстетическое отношение к действительности является определяющим? Сегодня утверждают, что главное в человеке - его нравственность, связанная с религией.

Правильно ли это? В недавнем прошлом в советском обществе господствующим являлось убеждение о приоритете в человеке политических качеств, а критерии нравственного, эстетического, культурного соотносились прежде всего с верностью определенной идеологии - коммунистической. В оценке человека преобладал политический подход. Хорошо, если из двух одинаково профессионально подготовленных работников выбирался тот, кто соответствовал и политическим критериям. Но зачастую первенство среди работников разного уровня квалификации отдавалось человеку, соответствующему политическим критериям, - иногда просто более лояльному к режиму, но профессионально менее годному. И это касалось не только сферы управления но и культуры, науки, искусства, образования.

Говоря об абстрактном человеке, сложно выявить приоритет его качеств. Да и идеал человека трудно поддается такому измерению. Пытаясь выявить в человеке соотношение качеств, мы не должны говорить о человеке вообще. В противном случае наши рассуждения будут бессмысленны, так как каждый спорящий будет исходить из своего понимания идеала, не соотнося его со временем и с особенностями того или иного общества. Каждый более или менее крупный этап в общественном развитии формирует своего человека, каждое общество предъявляет к нему особые требования. Одно дело, если речь вести об эпохе феодализма, другое - о современном обществе. Но и в современном мире мы можем наблюдать значительное разнообразие соотношения личностных качеств, в зависимости от национальных, социальных и иных обстоятельств. Для жителя Ирана, например, его принадлежность к исламу определяет нравственные и политические позиции, гражданин США пронизывает свою нравственность и политику прагматической философией, в религиозное чувство латиноамериканца вплетено политическое стремление к освобождению родины от угнетения и нищеты, для японца соразмерность и красота мира выступает узловым критерием жизни. Следовательно, соотношение всех качеств подвижно, изменчиво, социально и культурно-исторически определено.

Другое дело, если вести речь о цельном человеке. При таком подходе нельзя забывать о политических качествах. Цельный человек не может сформироваться в какой-либо узкой сфере деятельности. Профессиональная ограниченность неизбежна, если человек не выходит в сферу общественного самоуправления, в политическую жизнь. Но и в данной сфере человек может быть ограничен своими частными, узкопонятыми интересами, преодолеть которые он может на основе нравственного понимания политической деятельности как служения общим интересам, свободе людей, долгу патриота и гражданина.

Механизм включения человека в политику имеет свои особенности. Политические качества - это совокупность приобретенных свойств, необходимых для участия в политической жизни общества. Об этом будет подробно сказано в разделе о политической социализации. Здесь же отметим, что человек вообще участвует в политике в силу заинтересованности в ней. Этот интерес может быть вызван различными причинами.

Человек может стремиться в политику для удовлетворения каких-либо иных, не политических потребностей и интересов, которые без политики удовлетворить невозможно. Например, человека не удовлетворяет уровень заработной платы. Такое же чувство испытывают и другие люди. Они объединяются, создают организацию, которая предъявляет претензии правительству. Эти чисто экономические требования начинают наполняться все большим политическим содержанием, если правительство не идет на уступки либо медленно решает проблемы, и люди начинают требовать отставки правительства.

Таким образом, человек включен в политическую жизнь фактом своего существования в обществе. Политика - это сфера отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и функционирования государственной власти в обществе. Но это не значит, что каждый человек только политический человек. Политика - одна из сфер общественной жизни, и в ней человек участвует активно или пассивно, сообразуя свои основные интересы с интересами политическими. Политика играет в жизни человека большую или меньшую роль в зависимости не только от личных устремлений, но и от особенностей экономических, социально-политических и культурных условий развития страны.

2. Политическая социализация и политическое поведение личности.

Образцы политической культуры, в каких бы она типах не существовала, переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к другому в процессе политической социализации. Если культура суть, способ деятельности, то им человеку нужно овладевать. Понятие политической социализации производное от общего социологического понятия — «социализация», обозначающего процесс формирования человеческой субъективности, то есть личностных качеств. Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, обретая тем самым свойства политической субъективности.

Проще сказать, политическая социализация — это процесс вхождения человека в политическую жизнь общества, предполагающий овладение определенными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности и поведения, а также творчески активное отношение к ним.

Предлагаемое определение политической социализации ориентирует на восприятие этого процесса как непрерывного, не очерченного какими-либо определенными, временными границами. Его нельзя сводить к какому-то периоду обучения или отдельным эпизодам участия в политической жизни. Едва ли будет правильным также считать, как это делает Е. Вятр, что проблематика политической социализации является по существу идеологической. Ведь политика отнюдь не исчерпывается идеологией: она, как отмечалось ранее, стремится быть наукой и искусством управления общественной жизнью. Не случайно же в настоящее время входит в обиход понятие политического менеджмента. Узкая, односторонняя трактовка политической социализации как якобы процесса в сущности идеологического создает предпосылку для отрицания его необходимости под предлогом деидеологизации общественных отношений.

Осваивать политическую культуру — это означает учиться политике (ибо политика и есть проявление культуры), становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением и соответствующими, выработанными человеческой цивилизацией навыками политической деятельности и поведения. В современном обществе процесс политической социализации — это прежде всего овладение демократическими ценностями, нормами и культурными образцами.

Из сказанного вытекает понимание политической социализации как процесса многопланового, осуществляемого посредством совокупности деятельностей, форм и способов активности. Поскольку политическая культура включает определенный комплекс знаний, то для политической социализации очевидна необходимость познавательной деятельности и формирование у субъекта политического образа мышления. Однако само по себе познание политических явлений, ценностей, норм еще не означает превращения их в культурный арсенал отдельного человека, как и социальной группы. Ценности и нормы становятся элементами внутреннего мира человека, превращаются в убеждения, в жизненные ориентиры и позиции, преобразуются в способ деятельности в ходе политического воспитания и политической практики.

Таким образом, политическая социализация включает познавательную, воспитательную и практическую политическую деятельности в их единстве. Соответственно многообразны средства политической социализации. Их арсенал простирается от школьного обучения до непосредственного участия людей в управлении государством. Институтами социализации выступают все политические и общественные организации, составляющие политическую систему, все органы и механизмы власти. В свою очередь, политическая социализация сама является важным механизмом в функционировании власти.

Воздействие на процесс социализации политической системы двоякое: а) своей практической политикой во внутренней и международной жизни, созданием условий для формирования у масс заинтересованного участия в общественных делах; б) информационной и идеологической деятельностью, имеющей своим содержанием обеспечение населения информацией о политической жизни и пропаганду одобряемых системой ценностей, норм и культурных образцов.

В зависимости от интересов господствующих в обществе политических сил и характера режима реализуются те или другие приоритеты в деятельности системы по формированию политических качеств субъектов. Политологи отмечают достаточно широкий диапазон типологии политических индивидуальностей, формирующихся в современных обществах: 1) автомат-человек, не приемлющий свободы, воспринимающий целиком и полностью общепринятые формы индивидуальности, реагирующей на политические стимулы без каких-либо индивидуальных корректив; 2) псевдоконсервативный тип — воспринимает консервативную идеологию и руководствуется ею, хотя думает о себе как радикале; 3) политический агитатор — политический - лидер, умеющий возбуждать у других эмоции, служить образцом поведения; 4) политический администратор — лицо, умеющее управлять делами и ситуациями; 5) политический теоретик — лицо, умеющее манипулировать идеями; 6) бюрократическая личность; 7) индифферентная личность, не имеющая никакого отношения к политике; 8) моралист, негодующий или восторженный, лицо, реагирующее на политические события с большой эмоциональностью, но с малым знанием14. Встречаются и другие типологии. К примеру: социократ, бюрократ, конформист, догматик, социальный робот (винтик в государственной системе, ее рабочая функция).

Несмотря на то, что приведенная типология политических личностей носит дискуссионный характер, она позволяет читателю понять реальное многообразие и неоднозначность конкретных результатов политической социализации и их зависимость от характера политической среды. Этот вывод подтверждается также возможностью появления типа — носителя контркультуры как выражения кризиса политической социализации.

3. Политическая культура и политическое поведение масс.

Одно и то же политическое событие разные люди могут воспринимать одинаково, но могут и расходиться в своих мнениях и оценках. В той или иной политической системе существующее разнообразие мнений выражается в различных способах деятельности. Есть люди с консервативными убеждениями, они и поступают в соответствии с ними. Есть либералы, анархисты, революционеры, социалисты и т.д. Если понаблюдать за национальной политической жизнью, то нетрудно заметить ее характерные особенности у немцев, французов, японцев и т.п. При наличии одних и тех же политических институтов практическая политика различается. Она не одинакова не в том смысле, что решаются различные политические задачи, а в том, что можно наблюдать как бы разную механику, разный способ организации политического процесса, в основе чего лежат разные политические ценности. При сравнении, например, английской и французской политической культуры отмечается склонность англичан к таким в целом спокойным формам взаимоотношений с органами власти, как писание петиций и проведение законных демонстраций, в противоположность французам, которые, принимая представительную демократию, более склонны к непосредственным формам выражения своих политических предпочтений: прямое голосование, национальные референдумы. В основе этого лежит различное отношение к политическому авторитету и к закону. Если англичане доверяют правительству и готовы подчиняться закону, изданному парламентом, то французы в целом с недоверием относятся к органам власти и проявляют большее почтение к решениям, которые принимают сами. Такого рода различия принято выражать понятием "политическая культура".

Политическая культура выступает важным фактором воспроизводства политической жизни. Можно выделять политическую культуру личности, политического объединения, социальной группы, нации. Между политической культурой личности и других субъектов политической жизни есть взаимная связь: в целом личность принимает основные ценности той группы или организации, куда она входит, но она также может своей деятельностью модифицировать более общую политическую культуру. Политическую культуру необходимо соотносить с политической деятельностью масс, она выступает существенной характеристикой политической практики всего общества.

В процессе политической социализации человек приобщается к определенной системе ценностей и формирует свойственную ей политическую культуру. Система политических ценностей, лежащая в основе политической культуры, определяется историческими, социально-экономическими, национальными и иными факторами и условиями. Ясно, что нация, имеющая многовековую историю, обладает глубокими традициями политической жизни, переходящими в современную политическую культуру. Традиции подчинения власти, глубоко укорененные в народном сознании в России, так или иначе послужили основой формирования особой политической культуры в условиях культа личности Сталина. Не следует, однако, забывать и то, что решение задач становления демократического политического режима в России сегодня может осуществиться лишь при учете хоть и не сильных, но исконных демократических традиций Великого Новгорода и русских княжеств. Американская политическая культура включает в качестве необходимого элемента американскую мечту, сформированную в условиях освоения Северной Америки переселенцами из Европы; особенность складывания американской нации определили свойственный политической культуре американца дух национального морального превосходства и мессианства. Условия борьбы польского народа за независимость определили такую существенную черту польской политической культуры, как национальный патриотизм.

Что же собой представляет политическая культура? Что следует понимать под этим термином? Политическая культура - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых политическими знаниями, убеждениями и чувствами, оценками и ориентациями. Политическая культура - это зафиксированный опыт политической практики, передаваемый от поколения к поколению в традициях, обычаях, нормах, моделях поведения. В целом она представляется как единство знаний, убеждений и моделей деятельности человека в политике. Она выражает деятельностную сторону отношений по поводу власти.

Когда говорят о структуре политической культуры, обычно выделяют совокупность ее элементов и связей между ними. Так как политическая культура выражает определенный аспект политической деятельности, то и ее структура будет соотноситься со структурой последней. Хотя, конечно, механизм политической деятельности включает большее количество элементов, чем структура политической культуры. В политическую культуру входят несколько групп элементов: политическое знание - теория, концепции, идеи, принципы; политические чувства, установки и психологические состояния; нормативные элементы - обычаи, традиции, стереотипы; правила; модели политического поведения - активные и пассивные, индивидуальные и коллективные и т.д. Содержание политической культуры отвечает на вопросы, как человек действует в той или иной системе политических отношений, как он относится к тем или иным политическим ценностям, как он реагирует на политические изменения, что можно ожидать от него в той или иной ситуации.

Имеется много попыток классификации политических культур. Просто сказать, что существуют национальные политические культуры, - лишь констатировать многообразие. Но задачей науки является поиск в этом многообразии каких-либо оснований для выделения соответствующих сходных культурных групп.

Исходной и наиболее распространенной является классификация политической культуры, предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в 60-е годы. Она разработана на основе изучения политической жизни пяти стран: Соединенных Штатов Америки, Англии, Германии, Италии и Мексики. В целом эти исследователи выделили три основные модели политической культуры: провинциалистскую (или традиционалистскую), подданническую и политическую культуру участия.

Провинциалистская политическая культура свойственна тем странам и регионам, которые отстают в своем политическом развитии. В этой модели культуры человек ограничивает свою политическую жизнь делами своего племени, деревни. Он в целом безразличен к центральному правительству, не соотносит свое существование с общей политикой государства. К политике он подходит с позиции ценностей своего племени, деревни. Знаний о политике у него нет, а политическая информация либо его не интересует, либо вообще не доходит из-за неразвитости средств массовой информации. Даже попадая в города, где политическая жизнь более интенсивна и общенациональна, такой человек руководствуется нормами провинциалистской культуры. Часть людей с такой политической культурой можно встретить и в развитых странах, но типичную картину такой модели поведения дают, конечно, развивающиеся страны.

Вторая модель - подданническая политическая культура. В обществе с такой культурой человек дифференцирует свое отношение к политической власти, к правительству. Он имеет о ней представление, относится к ней положительно либо отрицательно. Здесь человек в целом опасается специализированного правительственного авторитета. Но он еще не готов к активному взаимодействию с властью и подчиняется ей в силу традиции или страха.

Политическая культура участия - самая развитая модель. Человек в такой культуре ориентирован на политическую систему, имеет о ней хорошее представление, стремится влиять на ее функционирование. Он либо идентифицирует себя с системой, либо отвергает ее ценности, опасаясь, что политическая власть без его участия может оказать отрицательное воздействие на его жизнь. Потому человек активно включается в политическую жизнь, причем пытается оказывать влияние на все стадии политического процесса.

Ясно, что эти модели политической культуры в чистом или идеальном виде не могут отразить сложности политической жизни. Как правило, в действительности существуют смешанные типы политической культуры: провинциально-подданническая, подданическо-партисипаторная (культура участия), провинциально-партисипаторная. Некоторые из них являются переходными типами, другие более устойчивы. В зависимости от соотношения различных моделей политической культуры страна может рассматриваться как более или менее развитая в политическом отношении. Так, для высокоразвитой демократической страны уровень распространенности политической культуры участия должен составлять от 60% и выше, т.е. не менее 60% населения должно быть относительно активно включены в политическую жизнь. Остальные могут иметь провинциалистскую или подданническую политическую культуру.

В политической деятельности важное значение имеют не только ориентации на тот или иной характер отношений с властью, но и предрасположенность к сотрудничеству или борьбе. В соответствии с этим различают конфликтную политическую культуру и политическую культуру согласия. Конфликтная политическая культура выражает глубокую дифференциацию политических ценностей и позиций и отсутствие между людьми согласия относительно решения наиболее важных проблем развития общества. Конфликтная политическая культура исключительно построена на монологическом типе политического мышления и одновариантном рассмотрении перспектив развития политических событий. Политическая культура согласия предполагает формы деятельности, направленные на совместный поиск решений путем диалога и сотрудничества. Конфликтная политическая культура может иметь характер подчиненного типа, а может и в целом характеризовать общество особенно в кризисные периоды.

4. Своеобразие политической культуры в Российской Федерации.

Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать в трех ракурсах: 1) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, менталитета; 2) изучение ее современной структуры, определение ценностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздействия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее места и роли в мировой цивилизации.

1. Политическая культура нашей страны в историческом плане весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве основополагающих ценностей прошлого политического развития до нас дошли идеи самодержавной государственности, позволяющей существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало централизованное Российское государство, которое, по сути, предопределяло политическое развитие общества и индивида.

Характерным для нашей истории было слияние с государством церкви, которая являлась элементом государственности. Православная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой политического мышления того времени.

Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру наложила коллективная форма общежития русского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.

В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс. Большевики взяли курс на построение тоталитарного государства. Огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества было доведено до предела. Политическая культура приобрела сугубо авторитарный, этатистский характер. Роль и функции, которые в обосновании русской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной и безраздельно господствующей государственной идеологией. Интересы отдельной личности полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством. Роль закона была сведена практически на нет, так как принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах органов управления.

С середины 50-х гг. в стране начались процессы либерализации, приведшие в конечном счете к распаду СССР и изменению основополагающих ценностных ориентиров и стандартов поведения, лежащих ранее в основе российской государственности.

2. Формирование новой политической культуры в ее системном виде фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Процесс этот сложный и болезненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно-нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсутствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества находятся в процессе становления.

Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм). Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняющимися ценностями общинного коллективизма, групповой справедливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности. Характерными чертами российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем, склонность к несанкционированным формам политического протеста.

3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законо-творческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.

Говоря о специфических и самобытных чертах российской политической культуры, нельзя забывать о достижениях мировой цивилизации. Необходимо шире и интенсивнее использовать политический опыт, накопленный как внутри страны, так и вне ее. Перспективы развития российского общества зависят от достижения органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, исторических традиций государственности, гуманистических естественно-правовых начал.

Список литературы

1. Андреев С. С. Политика как социальное явление // Социально-политические науки. 1994. № 4.

2. Андреев С. С. Политические системы и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. № 1.

3. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.

4. Дахин В. Политическая культура и власть // Свободная мысль. – 1996. - №1.

5. Кефели И. Ф. Нравственность и культура поведения // Социально-политический журнал. – 1995. - №6.

6. Неминущий В. П. и др. Основы науки о политике. – М., 1993.

7. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992

8. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

9. Сморгунов Л. В., Семенов В. А. Политология. СПб., 1996.

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(17.8 KiB, 45 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!