Либерализм как политическая идеология

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Либерализм (от лат. Liberalis — свободный) — социально-политическая доктрина и основанное на ней общественно-политическое течение, зачастую организационно оформленное в виде партии соответствующей ориентации; характеристика политического курса, проводимого такой партией и государственной властью, когда эта партия становится правящей. Основные черты идеологии и политики Л.:

— свобода личности, ограничиваемая лишь законом и общепризнанными моральными принципами и нормами;

— приоритет прав и законных интересов личности перед интересами общества, государства, нации;

— ориентация человека на решение своих жизненных проблем, удовлетворение жизненных потребностей путем приложения собственных усилий, развития собственной инициативы, активности, предприимчивости, а не на чью-то помощь и опеку;

— незыблемость частной собственности и ее всемерная охрана как главная задача государства;

— равенство всех перед законом;

— развитие экономики на основе рыночных принципов, свободы предпринимательства и свободного распоряжения человеком своими способностями и рабочей силой;

— организация политической жизни на началах свободы и плюралистической демократии;

— толерантность к инакомыслию и нетрадиционным формам поведения в быту и человеческом общении.

Л. возник на ранних стадиях становления капитализма и представлял собой идеологию, направленную на освобождение личности, в первую очередь предприимчивого человека, от социальной опеки и — в качестве неизбежной второй ее стороны — от сковывающих его пут, характерных для феодального или, используя более точную современную научную терминологию, традиционного общества. Обосновывая ценности свободы, эта идеология и в те дальние, и в последующие времена давала действенные стимулы для общественного прогресса. Однако изначально Л. были присущи некие идейные изъяны, из-за которых он оказывался неприемлемым для ряда социальных слоев, значительных масс общества. Во-первых, при ориентации на необходимость обновления общества на началах всемерного развития свободы личности оказывались в забвении многие традиционные ценности, имеющие большую значимость для довольно широких слоев, находящихся как на верху, так и внизу общественной системы. В то же время Л. как бы открывал дорогу к необузданному индивидуализму и эгоизму, к неприемлемой для многих «свободе нравов». Поэтому активным противовесом Л. выступала идеология и политика консерватизма. Во-вторых, разумный в своей основе принцип ориентации человека на обеспечение своих жизненных потребностей собственными усилиями, будучи абсолютизированным, как бы оставлял каждого наедине с превратностями судьбы. Не учитывалось, что многие индивиды при любых прилагаемых усилиях вследствие необоримых объективных причин не могут только своими силами обеспечить себе более-менее нормальное существование и потому нуждаются в социальной защите, в заботе и помощи со стороны общества и его институтов. В идеологии Л., а в еще большей мере в реальной политике, основывающейся на этой идеологии, не обращалось должного внимания на отмеченные моменты, следовательно, на создание эффективного механизма социальной защиты. И это вызывало неприятие такой идеологии и политики у низших классов общества и у их защитников. Поэтому в противовес Л. в этой среде стали возникать требования проявлять социальную заботу о бедных со стороны государства, а затем стала распространяться приобретавшая все большую четкость идеология социализма. В XIX в. она нашла выражение в довольно широком спектре воззрений, различавшихся между собой по теоретическим представлениям и степени радикализма, и организационно воплотилась в движениях и партиях социал-демократической и коммунистической направленности. Даже применительно к временам расцвета «классического» Л. его критика за невнимание к социальным проблемам, за его «бездушие» по отношению к социально слабым и ущемленным членам общества является не совсем справедливой. Наиболее здравомыслящие идеологи Л. (Дж.С.Милль, И. Бентам и др.) и руководствовавшиеся его принципами практические политики довольно рано начали приходить к мыслям о необходимости в какой-то степени ради общественного блага вмешательства государства, прежде всего в процесс распределения создаваемых в обществе жизненных благ, говорили о необходимости использования какой-то их части на общие нужды и на помощь бедным слоям населения. За прошедшее с тех пор довольно длительное время эти мотивы, которые можно рассматривать как основополагающие идеи концепции социального государства, получили очень сильное развитие в теории и политической практике Л., которая обогатилась рядом и других представлений. Благодаря тому он в своем современном виде хотя и сохраняет в себе, естественно, отмеченные выше основополагающие принципы и ценности, на которых сформировался, но существенно отличается от первоначального, так что правильнее может именоваться неолиберализмом. Эти изменения — результат происходившего а XIX-ХХ вв. плодотворного взаимовлияния и взаимообогащения трех важнейших идейно-политических течений — либерального, консервативного и социалистического, которые первоначально абсолютно радикально различались между собой. Л., сохраняя свои базовые принципы, в процессе развития воспринимал в определенной мере такие идеи и принципы социалистической концепции, как ориентация на широкое регулирующее вмешательство государства в экономику и проведение сильной социальной политики с помощью использования государством механизмов перераспределения общественного богатства. И на базе либеральной и либерально-консервативнойидеологии может не менее успешно, чем на основе социал-демократической концепции, создаваться социальное государство с сильной социальной политикой и эффективными механизмами социальной защиты, ярким примером чего выступает история послевоенной Германии. В свете исторического опыта безосновательны попытки противопоставлять друг другу либеральную и «социальную» формы организации общественной жизни и считать противоречащей цели построения социального государства политику проведения либеральных реформ, что нередко можно слышать в идейно-политических спорах в современной России. Политика, проводимая нынешней российской властью, несомненно, является в своей основе либеральной — с элементами и консервативными и социал-демократическими, что вообще характерно для неолиберализма. Основанная на принципах Л. рыночная экономика и либеральная демократия в качестве основы государственной системы могут вполне успешно сочетаться с созданием эффективных механизмов социальной защиты и проведением сильной социальной политики.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!