Либерализм и социальное государство

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Либерализм и социальное государство — либерализм — идеология и базирующаяся на ней политическая практика, главный смысл которой отстаивание свободы частнопредпринимательской деятельности и свободного функционирования на ней и законах рынка экономики, политического плюрализма и свободы личности во всех проявлениях ее жизнедеятельности, не нарушающей свободы других, и соответственно — освобождение людей от государственной регламентации и опеки. В идейно-политических спорах в современном российском обществе, в условиях, когда осуществляемые реформы при всех замедлениях и частичных отступлениях носят в своей основе либеральный характер, нередко предпринимаются попытки дискредитировать идеологию и практику либерализма тем, что он якобы антагонист реализации идеи социального государства и даже вообще принципов социальной защиты. Дело изображается таким образом, будто либерализм руководствуется доведенным до крайности принципом «каждый сам за себя» и потому отрицательно относится к перераспределению создаваемых инициативой успешных предпринимателей общественных богатств в целях социальной поддержки тех, кто оказывается ущемленным при «свободной игре» экономических сил, субъектов хозяйственной деятельности. На самом деле такого рода представления далеки от истины. Правда, на ранних этапах своего существования либеральная идеология действительно очень сильно акцентировала на полную экономическую свободу и соответственно на личную ответственность каждого за свою судьбу и обеспечение своего благосостояния. Но даже в тот давний период «классического либерализма» наиболее здравомыслящие его идеологи и руководствовавшиеся его принципами практические политики начинали постепенно приходить к мыслям о необходимости в какой-то степени ради общественного блага вмешательства государства, прежде всего в процесс распределения создаваемых в обществе жизненных благ, говорили о необходимости использования какой-то их части на общие нужды и на помощь бедным слоям населения. Такие идеи можно видеть уже у Дж. С. Милля и И. Бентама. За прошедшее с тех пор довольно длительное время эти мотивы, которые можно рассматривать как основополагающие идеи концепции социального государства, получили очень сильное развитие в теории и политической практике либерализма, которая обогатилась рядом и других представлений. Благодаря тому он в своем современном виде хотя и сохраняет в себе, естественно, основополагающие принципы и ценности, на которых сформировался, но существенно отличается от первоначального, так что правильнее может именоваться неолиберализмом. Эти изменения стали результатом происходившего в XIX—XX вв. плодотворного взаимовлияния и взаимообогащения трех важнейших идейно-политических течений — либерального, консервативного и социалистического. Первоначально эти три течения абсолютно радикально различались между собой. Но постепенно происходило их сближение и взаимопроникновение многих их положений. В развитии социалистической идеологии, начиная с последних десятилетий XIX в., важнейшим событием стало выделение умеренного течения, отказавшегося от экстремистских крайностей, первоначально характерных для всех более-менее влиятельных разновидностей этой идеологии: ориентации на насильственную революцию, революционную диктатуру, экспроприацию и уничтожение «эксплуататорских классов», отмену частной собственности и частного предпринимательства и т.д. Это умеренное течение, названное впоследствии «демократическим социализмом» и получившее организационное воплощение в виде широко распространившихся социал-демократических и социалистических (правых) партий, восприняло базовые либеральные ценности демократии и рыночной экономики. Отнюдь небезосновательно социалистические экстремисты, радикалы уничижительно называли правых социалистов либералами и жестко критиковали за либерализм. Однако эта идеология остается социалистической, поскольку в ней сохранились такие основополагающие принципы именно социалистической концепции, как ориентация на широкое регулирующее вмешательство государства в экономику и проведение сильной социальной политики с помощью использования государством механизмов перераспределения общественного богатства. В то же время либерализм, сохраняя свои базовые принципы, в процессе развития воспринимал в определенной мере те самые, только что названные нами идеи и ориентации социалистической концепции, что и обусловило отмеченные выше изменения в нем, требующие более точно называть его теперь неолиберализмом. Эти изменения продолжаются и дальше. И на практике начиная с 30-х гг. XX в. либеральная (либерально-консервативная) модель общественного устройства впитывала в себя все больше социалистических элементов, что главным образом воплощается в усилении роли государства в экономике (при незыблемости ее рыночных основ) и реализации все более широкого круга социальных программ при последовательном увеличении объемов обеспечивающих их материальных ресурсов. Это можно проиллюстрировать на примере США, где никогда не было у власти социал-демократической партии и не видно, чтобы это произошло в обозримой перспективе, где, следовательно, утвердилась в чистом виде либеральная модель (с большими или меньшими элементами консерватизма—в зависимости от доминирования во власти республиканцев или демократов). На либеральной, а не социал-демократической основе сформировалась после разгрома нацизма новая, демократическая общественная система в Германии, которая названа ее создателями — Л. Эрхардом и его сподвижниками — социальной рыночной экономикой и которая за очень короткое время принесла потрясающие успехи как в обеспечении эффективности экономики, так и в социальной области. Из сказанного видно, что противопоставлять «либеральный» и «социальный» пути формирования рыночной социально-экономической системы неосновательно. Современный либерализм, неолиберализм не имеет ничего общего с той карикатурой на него («отрицание экономической роли государства», «отказ от социальной помощи и поддержки нуждающихся слоев населения» и т.д.), которая нередко навязывается общественному мнению. И на практике либеральная модель общественного устройства включает в себя в качестве непременного элемента функционирование демократического социального государства с крупномасштабной и высокоэффективной социальной поддержкой граждан и системой социального обеспечения нуждающихся.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!