Лавров П. Критика позитивизма

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Сведения об авторе и произведении.
2. Основная часть. Конспект: Лавров П. «Задачи позитивизма и их решение».

Список литературы

1. Сведения об авторе и произведении.

Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшим ее представителем был Петр Лавров (1823 - 1900). Он придерживался так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в его многочисленных трудах.
Суть субъективного метода П. Лавров  раскрывает так: Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е., усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью.
В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории и «единственный закон исторической группировки событий».
Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность - это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей.
Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами - природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А потому «объективный анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается социальная направленность субъективного метода в социологии.
В своих работах П. Лавров ставил и по-своему решал целый ряд фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Он размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался истолковать с позиций того же субъективного метода. Для этого, пояснял он, надо стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя происходящих в обществе событий. Только тогда станет ясной закономерная направленность воли людей и их действий.
Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции. Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть ... главный и единственный агент прогресса в человечестве, - писал он.

2. Основная часть. Конспект: Лавров П. «Задачи позитивизма и их решение»

Лавров П.Л. Задачи позитивизма и их решение / В кн.: Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х тт. – М., 1965. Т.1 С. 577-634.
Жанр – критическая статья-программа.

Основные положения источника Цитаты
Развитие позитивизма в 19 веке. Приобретает силу. Формируется как течение в философии и социологии. Теперь позитивизм слишком сильно вкореняется с году на год в обществе, особенно в среде людей, изучающих науку. Но у него пытаются отнять его значение, рассматривая его только как продукт оппозиции господствующей психолого-эклектической школе. Позитивизм пришлось признать силой, потому что, по замечанию Литтре, «в противоположность прочим системам, которые наделали много шума и потом не набирали себе новых последователей, позитивная философия, наделавшая мало шума, не переставала усиливаться скрытым набором новых членов, что происходило вследствие силы вещей, а не пропаганды».
Во Франции позитивизм получает приверженцев преимущественно из числа медиков и воспитанников политехнической школы. Но главную опору позитивизм имеет в Англии.
Суть западного течения в позитивизме. Позитивизм – стремление охватить всю сущность явления. Необходимо описание всего мира, разработанная философская концепция. Так, позитивисты признают дух своего учения в следующих словах: «Важнейший результат мыслящего физического исследования заключается в следующем в разнообразии найти единство, охватить все особенности, представляемые открытиями последнего времени, разделить частности на основании изучения, тем не менее не быть подавленным их массой... Этим путем... нам, может, удастся, поняв природу, как бы овладеть с помощью идей грубым материалом эмпирического воззрения... Что я называю физическим описанием мира, не имеет претензии на место рациональной науки природы; это лишь мыслящее рассмотрение эмпирически данных явлений как цельной природы... Совокупность опытных знаний во всех их частях и разработанная во всех ее частях философия природы не могут быть противоречивы, если только философия природы согласно ее обещанию есть разумное понимание действительных явлений во вселенной».
Значение книги Милля для развития позитивизма и приобщения к нему мыслящих людей. Книга носит программный характер. Миросозерцание, которому признают себя более или менее сродными такие умы, как Милль, Литтре и Льюис, уже не может не считаться значительным. Когда же у него оказываются единомышленники и сотрудники между замечательнейшими представителями современной европейской мысли всех стран, то мыслящий человек не может не обратить на него внимание как на одну из характеристических черт современности. Поэтому нельзя не порадоваться, что наша публика имеет возможность ознакомиться с главными особенностями позитивизма в книге, заключающей мнения Льюиса и Милля об этом учении.
Суть позитивизма как философской концепции. Необходимость постоянного развития позитивизма и противоречие в самой системе позитивного знания. …его особенность включается именно в отрицании возможности философской системы. Самая большая несообразность в нем та, что он называет себя философией. Он заключает в себе лишь постановку  вопросов для философии,   уяснение условий, которые она должна выполнить; да еще различные мыслители, принадлежащие к группе позитивизма или находящиеся с ним в связи, дали частные философские воззрения на ту или другую область мысли и жизни.
Причина написания статьи – неправильное освещение книги Милля. Книга, заглавие которой мы выписали в начале статьи, состоит из двух частей: в той части, которая принадлежит Льюису, читатели найдут весьма ясное изложение «Курса положительной философии»; в той части, которая принадлежит Миллю, - весьма дельную критическую оценку деятельности Конта вообще и по частным вопросам. Милль указывает и связь той или другой идеи Конта с предыдущими мыслителями. Но оба критика, кажется, не указали с достаточной ясностью более существенную филиацию позитивизма как учения вообще в прошедшей истории мысли и тесную связь его с последним периодом внутренней истории Европы.
Причины возникновения позитивизма – разделение философии, противоречия в ней. Противоречия в развитии человеческой цивилизации. В тридцатых годах нашего века раздвоение между господствующими философскими  учениями  и  общественной философией стало поразительно.   Это  были два мира, как будто не понимавшие друг друга и не хотевшие знать один о другом. Экономические, технические вопросы обусловливали жизнь общества; политические экономы исследовали законы богатства народов и останавливались   перед   задачами   пролетариата;    национальности заявляли свои права; промышленность получала громадное  развитие;  биржа господствовала  над дипломатией;   наука   природы   распространяла     свои завоевания, неуклонно подвигаясь шаг за шагом и все более   обусловливая   деятельность   личностей,   жизнь обществ,   распоряжения  правительств;   история,   опираясь  на  археологию  и  языкознание,   восстановляла минувшее в целости его жизни и доказывала, как неотразимо оно обусловливает настоящее.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!