Культурология в УРАГС — вариант 4

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

4. Почему алхимия является вненаучным феноменом средневековой культуры?

Как отмечал известный исследователь средневековья Ж.Ле Гофф, «средневековому человеку мир казался познаваемым, но исполненным необычных вещей, населенным диковинными существами, вроде людей с песьими головами. Грань между реальным и высшим, сверхчувственным миром зачастую стиралась». На грани реальности и чуда, науки и шарлатанства лежит такой феномен средневековой культуры, как алхимия.
Алхимия действительно представляет собой специфический вненаучный феномен средневековой культуры. На мой взгляд, это нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология.
Алхимический рецепт - это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления. Важнейшей особенностью средневекового мышления является его рецептурный характер, связанный с его авторитарностью и иерархичностью. Что интересно, алхимики рассматривали рецепт, как в качестве действия, так и священнодействия сразу. Таким образом, получается, что в алхимии как бы вместе проявляются иррационалистическая и рационалистическая тенденция средневековой культуры.
Конечно, среди алхимиков было много шарлатанов, алхимики так и не нашли философский камень, не завалили весь мир золотом, однако ими, так занятыми поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан целый ряд важных открытий - изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получены различные сплавы и химические соединения, кислоты, щелочи, минеральные краски, созданы и усовершенствованы приборы и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.п.
Таким образом, алхимия по своей сути являлась околонаучным знанием, синтезом веры и тяги средневекового человека к опытному знанию. Между тем алхимия прочно занимала свои позиции в период Средних веков, что и позволяет называть алхимию вненаучным феноменом средневековой культуры.

11. Как гуманистические ценности эпохи Возрождения выразились в художественной культуре?

Гуманизм – философская система Возрождения, система мировоззренческих ценностей, отразившихся во всех направлениях возрожденческого искусства.
Среди гуманистических ценностей главными являлись: антидогматизм, свободолюбие. Гуманисты привнесли в культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они были полны веры в безграничные возможности человека и утверждали их в многочисленных речах и трактатах. Они выступали против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной.
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму.
В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.
Художественное искусство Возрождения впитало гуманистические настроения, оно стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было больше возможностей по сравнению с другими искусствами. Наш соотечественник, замечательный знаток итальянского Возрождения П. Муратов писал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно по отношению к причине вещей и никогда оно не было так чутко к их явлениям. Мир дан человеку, и так как это — малый мир, то в нем драгоценно все, каждое движение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина в уборе женщины. Для глаза... художника не было ничего малого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет познания» .
Яркий пример воплощения гуманистических ценностей в искусстве являет собой творчество Рафаэля Санти. Всю жизнь Рафаэль искал совершенный, гармоничный образ, воплощая свой замысел в изображении Мадонны («Мадонна Коне-стабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна с щегленком», «Мадонна в кресле»). Вершиной рафаэлевского гения стала «Сикстинская мадонна». Автору удалось создать образ идеально прекрасной женщины с младенцем Христом на руках, которого она отдает в жертву во искупление человеческих грехов.
Не менее ярко гуманизм отразился в творчестве Леонардо да Винчи. Не буду анализировать его творчество, рамки данной работы не позволяют это сделать, приведу слова самого титана Возрождения: «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи... то и над ними он властелин и бог... Все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках, - писал он. - Поэтому живопись должна быть поставлена выше всякой другой деятельности» .
Таким образом, гуманизм как философская система и мировоззренческая позиция деятелей возрожденческого искусства, наполнил художественное искусство следующими ценностями: античный идеал, свободолюбие, секуляризация идей церкви, стремление к гармонии и красоте, антропоцентризм и др.

18. В чем отличие русского культурного архетипа от западного?

В учебном пособии по культурологии дается следующее определение культурного архетипа: «это глубинные культурные установки коллективного бессознательного, с величайшим трудом поддающиеся изменению» . Поскольку культурный архетип определяет менталитет народа, то у каждого народа он свой.
Традиционно, исследователи русской культуры отмечают ее своеобразие и непохожесть на западноевропейскую. В настоящее время, с принятием западной модели демократии, многие специфические особенности русского культурного архетипа отходят в прошлое, однако некоторые отличия сохранились.
В первую очередь следует отметить влияние православия на русский архетип. Православие явилось духовной основой всего русского общества, однако оно не заботилось об отдельном человеке. Оно внесло в менталитет нашего народа идею соборности, то есть коллективность, общинность. На Западе же, наоборот, все внимание было сосредоточено на отдельном человеке, поэтому в менталитете западного человека господствует индивидуализм.
Следующая особенность русского культурного архетипа – идеализм, то есть поиск идеала, поэтому в России постоянно возникали различного рода социальные утопии и мифы.
Чертами личности русского человека является пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония, западному же человеку присущ индивидуализм, энергичность, интенсивность, стремление к сенсациям, моде. Русский человек полагается на авось, у него есть наклонность дразнить счастье, играть в удачу (это, кстати, мы прекрасно видим сегодня, благодаря широчайшему распространению игровых залов).
У русских людей распространен стереотип «быть не хуже» резко отличается от западного, который порождает установку поведения, ориентировавшую личность на совершенствование, преуспевание.
И, наконец, важнейшая особенность русского культурного менталитета – интуитивизм, русский человек идет за зовом сердца, а не разума. Западный человек руководствуется рассудком, логикой. Если у русских людей преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, то у западных – вербально-логическое.

Список литературы

1. Культурология. Уч. пособ. / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина. – СПб.: Лань, 2003.
3. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
4. Муратов П. Образы Италии. М.: Просвещение, 1994. - С. 109.

(10.7 KiB, 22 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!