Культурология в УрАГС вариант 4

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

4. Почему алхимия является вненаучным феноменом средневековой культуры?

Алхимия (позднелатинское alchimia), донаучное направление в химии. Название восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo - лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование - от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4 - 16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Недаром знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией» [3, c. 96].
Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.
Ж. Ле Гофф отмечал: «средневековому человеку мир казался познаваемым, но исполненным необычных вещей, населенным диковинными существами, вроде людей с песьими головами. Грань между реальным и высшим, сверхчувственным миром зачастую стиралась». На грани реальности и чуда, науки и шарлатанства лежит такой феномен средневековой культуры, как алхимия [6, c. 34].
Алхимия действительно представляет собой специфический вненаучный феномен средневековой культуры. На мой взгляд, это нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональная логика и мифология.
Алхимический рецепт - это форма познания природы, связанная с особенностями средневекового мышления. Важнейшей особенностью средневекового мышления является его рецептурный характер, связанный с его авторитарностью и иерархичностью. Что интересно, алхимики рассматривали рецепт, как в качестве действия, так и священнодействия сразу. Таким образом, получается, что в алхимии как бы вместе проявляются иррационалистическая и рационалистическая тенденция средневековой культуры [3, c. 98].
Конечно, среди алхимиков было много шарлатанов, алхимики так и не нашли философский камень, не завалили весь мир золотом, однако ими, так занятыми поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан целый ряд важных открытий - изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получены различные сплавы и химические соединения, кислоты, щелочи, минеральные краски, созданы и усовершенствованы приборы и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.п.
Таким образом, алхимия по своей сути являлась околонаучным знанием, синтезом веры и тяги средневекового человека к опытному знанию. Между тем алхимия прочно занимала свои позиции в период Средних веков, что и позволяет называть алхимию вненаучным феноменом средневековой культуры.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!