Культурология в УРАГС вариант 3

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

3. Как ценностные ориентиры эпохи средневековья выразились в романском и готическом художественных стилях?

Термин "романский стиль" условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству.
Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролинкского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства.
Для романского стиля  характерно господство церкви, стремящейся словно бы отъединиться от мира, создание монастырей - очагов культуры того времени с их ученостью, писанием книг. Для романского стиля типично строительство крепостей, стен, самостоятельность отдельных частей архитектурных сооружений, слагаемых из больших каменных блоков. Очень распространена скульптура, представляющая собой лишь часть, придаток архитектуры.
Влияние античности, большая свобода и нарядность наблюдаются в церквях южной Франции, на территории, принадлежавшей Риму. Так, например, в известной церкви Сен Трофим в Арле использованы античные коринфские капители, много орнамента, особенно растительного; в нарядности и полихромии ощущается влияние Востока.
Для готики важнейшим является развитие городов, знаменующее рождение новой силы общества, горожан - залог большей свободы человека. Вместе с тем утверждается придворная, светская, изысканная рыцарская культура, лирика, культ «прекрасной дамы».
Готический порыв в искусстве, знаменующий собой вершину средневековой христианской цивилизации, был бы невозможен без развития городов, а соответственно торговли и ремёсел. На сцену жизни вновь выходят не самоучки-одиночки, а настоящие мастера, объединённые в профессиональные специализированные цеха. Конец света, ожидаемый в 1000 году, так и не состоялся, и мрачные оборонные романские постройки сменились яркими, экспрессивными, ажурными, рвущимися ввысь формами готики.
В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Жилые дома богатых горожан не отстают в роскоши от домов знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту оформления и обстановки. Для раннеготического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, и настенными коврами. В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры особенно роскошны (фламандские и бургундские тканые ковры).
Эти стили отличаются значительными завоеваниями в области культуры: в литературе, истории, открытиями в архитектурной конструкции и т. п. Однако их основа – мировоззренческая позиция средневековья, теологии. Как утверждал Франциск, «люди должны знать, что истинная красота исходит от Бога. Только он реален, остальное иллюзорно, все - только фикция» (8, с. 168). Франциск считал, что искусство должно волновать, а это естественно одобрялось церковью.
В противоположность античности средневековое искусство понимает красоту физическую как отражение красоты духовной, его достижением было выражение духовной сущности мира, и это стало важнейшим качеством искусства Возрождения. И романский и готический стиль ориентируются прежде всего на церковную культуру, на бога.
Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога (1, с. 483).

10. Каковы особенности христианизации Руси?

Самая главная особенность процесса христианизации - его насильственный характер. Кроме того, отмечу следующие причины.
Во-первых, причинами принятия христианства являются: мощная традиция римской империи, согласно которой духовная власть изначально подчиняется светской; православная церковь изначально отличается достаточно рыхлой структурой, которой легко управлять; христианство на Руси было введено при помощи князя, что также с самого начала ставило религию в подчиненное положение; христианство как религия пришло в Россию из Византии, противопоставляло себя язычеству, поэтому покровительство светской власти было необходимо; князья видели христианство как инструмент управления государством и обществом, а инструмент не может быть выше первопричины.
Во-вторых, появившись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помогала становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с «Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного права. В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных (6).
В-третьих, активно участвовала церковь и в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры. В свою очередь, князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням - таким, например, как мощи князей Бориса и Глеба. В период раздробленности епископы вмешивались в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением из Киева на север почитаемой иконы Богоматери - будущей Владимирской - и введением не санкционированного Константинополем и киевским митрополитом праздника Покрова (5).
В-четвертых, при помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить общественный строй. Но если бы дело было только в насаждении сверху в угоду узкой правящей прослойке системы ценностей, чуждой подавляющему большинству населения, то оно было бы обречено на провал: внедрить силой никакую идею нельзя. Утверждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей. Именно такого рода положения предопределяли характер искусства готики и романского стиля.

17. В чем культурологическое различие «золотого» и «серебряного» веков русской культуры?

«Золотой век» русской культуры это время классицизма, строго красоты. В это время (XIX век) русская культура достигла своего апогея. Здесь нет надломов, разрывов, здесь видна красота человека, его тело, дух.
«Серебряный век» коренным образом отличен от своего «наставника». Это эпоха переходной культуры, он больше философичен нежели красив, это эпоха разлома, переходная культура со множеством стилей.
Период «переходных» культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно.
В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия XIX века в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей.
Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.
Художественная культура «серебряного века» противоречива и многогранна. На направленность и сложность поэтических исканий и художественной культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями (1905-1917). История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных вариантах пронизывает всю художественную культуру этого периода.

Список литературы

1. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. -  М.: Высш. школа, 1990.
2. История русского искусства. В 13-ти т. / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. - М.: АН СССР, 1953 -1969.
3. История русской литературы XI - XX вв. Краткий очерк /Под ред. А. С. Курилова. - М.: Наука, 1983.
4. Кармин А. С. Культурология. - СПб.: Издательство «Линь», 2001.
5. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М.: Искусство, 2007.
6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - нач. XX вв.). - СПб.: Искуссство, 2004.
7. Радугин А.А. Культурология. – М.: Центр, 1996.
8. Столяров Д.Ю. Культурология. – М.: Владос, 2006.

(9.8 KiB, 23 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!