Культурология в УрАГС вариант 3 (2)

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

3. Как ценностные ориентиры эпохи средневековья выразились в романском и готическом художественных стилях?

Термин "романский стиль" был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того - искусства эпохи "Великого переселения народов", Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви.
Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.
Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям "звериного стиля").
Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".
Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.
По моему мнению, готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.
Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил - городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
Как отмечает, В.И. Бахмин, по мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы [2, c. 76]. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.

10. Каковы особенности христианизации Руси?

У Н.М. Карамзина, во многих учебниках и пособиях пересказывается легенда о том, как старательно Владимир выбирал религию для Руси [3, c. 411]. Однако эта легенда не имеет реальной почвы, потому что никакую религию нельзя ввести декретом свыше, если она не согласуется с образом жизни народа, условиями его жизни. До прихода к власти Владимира русский народ медленно, но настойчиво переходил от язычества к христианству, и это было христианство византийское, греческое, которое позже, в XI в. назовут православным.
Уже в княжение Игоря в Киеве была христианская церковь святого Илии, по словам летописца, «мнози бо беша варязи христиане». Г. Вернадский указывал, что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в Тмутаракани еще в 867 г. Неизбежность принятия византийского христианства на Руси прекрасно понимала Ольга, но, в отличие от Тмутаракани, Киев к принятию христианства в середине IX в. не был готов, а декретировать религию невозможно.
Таким образом, образовавшееся Древнерусское государство требовало для своего сплочения единой религии. Эта религия должна была быть монотеистичной и освятить власть князя.
Владимир Святославович, с именем которого связано принятие христианства, вначале пытался приспособить для этих целей языческую религию. Дружинный бог Перун был объявлен общегосударственным богом. Изображение его Владимир велел вынести из теремного двора, где ему поклонялись дружинники, и поставить на холме, на обозреваемом всеми месте. Рядом с ним были поставлены кумиры других богов - «и Хорса и Даждьбога и Стрибога и Симорглы и Мокошь». То же было сделано в Новгороде и, вероятно, в других городах Руси. Стоявший рядом с Перуном Симоргл был божеством тюркских народов, вошедших в состав Древнерусского государства, Мокошь - финским божеством. Созданный Владимиром пантеон, в центре которого возвышался Перун, должен был олицетворять религиозное единство Киевской Руси. Однако проведенная реформа не могла оправдать надежд ее инициатора - Владимира. Всеми своими культами, обрядами, всем своим духом Она была связана с ушедшим родовым строем. На базе языческой веры не могло быть достигнуто религиозного объединения Руси.
Унификация культа, произведенная Владимиром, носила чисто внешний, механический характер. Местные племенные культы оставались, так как принципиально нового культ Перуна не давал.
В 987 году византийские императоры Василий II и Константин обратились к Владимиру за помощью в борьбе против дунайских болгар. За год до этого при-дунайские болгары разбили византийские войска, и сам император Василий едва спасся. В это же время византийский полководец Варда Фока вместе со своим войском восстал против императора. Нападение болгар и восстание одного из крупнейших полководцев принудили византийских императоров искать помощи у киевского князя.
Владимир направил на помощь императору дружину в шесть тысяч человек. В благодарность за это Василий обещал выдать за Владимира свою сестру Анну и приобщить Русь к христианству.
Дружина Владимира быстро соединилась с императорскими войсками, и общими усилиями Варда Фока был разбит. Однако император не выполнил своего обещания. Он не хотел выдавать свою сестру за князя «варвара». Тогда Владимир осадил византийскую колонию Херсонес (Корсунь). Осада Корсуни затянулась. Измена одного из греков, известившего Владимира письмом, посланным со стрелой, о том, что нужно перекопать колодец и лишить Корсунь воды, помогла одолеть этот город.
Падение Корсуни и угроза Владимира двинуться походом на Царьград заставили Василия уступить. Был заключен новый договор, по которому Владимир возвращал Корсунь Византии как вено (выкуп) за невесту, а прибывшая в Корсунь Анна становилась женой Владимира. До заключения договора в Корсуни Владимир крестился сам, крестились и наиболее видные его дружинники.
По возвращении в Киев Владимир приказал уничтожить идолов языческих богов, а затем согнать киев лян к Днепру, где их крестили прибывшие с Владимиром греческие святители. Произошло это, согласно «Повести временных лет», в 988 году.
Христианство было известно на Руси. О крещении россов говорил патриарх Фотий (IX век). В житии Кирилла, известного проповедника христианства у славян и составителя славянской азбуки (кириллицы), идет речь о том, что в Корсуни он встретился с русом, который показал Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами. При Игоре в Киеве была построена деревянная церковь св. Ильи. Когда в 945 году Игорь подтверждал свой договор с греками, часть его дружины присягала на холме, где стоял идол Перу на, а христианскую Русь, говорит летописец, «водили присягать в церковь святого Ильи». Мать Святослава - Ольга, вернувшись из Константинополя после крещения, построила церковь.
Однако в то время не было еще условий для превращения христианства в государственную религию. Распространение христианства не было мирным процессом. Новая вера вводилась силой и встречала упорное сопротивление. В Новгороде крещение было произведено кровью. Князь Глеб натолкнулся на упорное сопротивление язычников во главе с волхвами. В конце Х - начале XI века волнения против насильственного крещения были в Суздальской земле. Летописец свидетельствует, что только при Ярославле «начала вера христианская плодитися и расширятся».
В XII веке вятичи, пребывавшие в язычестве, оказали сильное сопротивление христианству и убили посланного для их крещения монаха Печерского монастыря Кукшу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!