Культурология как научная дисциплина

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Культурология как научная дисциплина сравнительно молода. Она сложилась в ХХ столетии. В конце XIX - начале XX в. философия культуры обращается к философскому осмыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой культуры. Возникает потребность в вычленении особой науки, которая занималась бы культурой. Становится очевидным, что культура требует специфического подхода к изучению ее феноменов. На основе этих культурфилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру. Формирование культурологии тесно связано с достижениями этнографии, религиоведения, искусствоведения и т.д. Одной из первых работ, непосредственно посвященных проблематике культуры, стала книга английского историка Э.Тайлора «Первобытная культура» (1871 г.).

Значительный вклад в становление культурологии как научной дисциплины внес американский ученый Л.Уайт (1900-1975). В своей работе «Наука о культуре» (1949) он заявил необходимость строгого определения предмета культурологии. Он предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Технологическая подсистема включает в себя орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Социальная подсистема охватывает межчеловеческие взаимоотношения (экономические, политические, нравственные и т.д.). Третью подсистему образуют совокупность идей, верований, мифов и знаний. Из всей совокупности технологическая подсистема является определяющей.

На сегодня нет общепринятой модели культурологии. В научной литературе принято различать несколько видов.

  1. Философия культуры рассматривается как общая теория культуры. В ее задачу входит осознание, осмысление и объяснение культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. Предметную область анализа составляют структуры, функции и роль культуры в жизни общества и человека. В рамках философия культуры осмысливаются ведущие тенденции в эволюции культур, причины взлетов и падений, расцвета и кризиса.
  2. История культуры призвана дать конкретное знание о той или иной культуре. Ее предметом являются мировая, национальная или региональная культура, или конкретная эпоха. История культуры призвана описывать события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся события и факты.
  3. Социологическая культурология исследует реальное состояние культуры в целом, или же функционирование совокупности субкультур (массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной и т.д.). Предмет исследования образуют динамика состояний культур. Применение системного анализа позволяет сопоставлять культуру с другими социальными явлениями.
  4. Психология культуры направлена на основе социально-психологических изменений выделить культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества. Её предмет образуют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культуры.
  5. Культурная антропология изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, уклад жизни традиционных, «докапиталистических» обществ и «архаических» народов.
  6. Филология культуры изучает особенности проявления национальных культур через анализ языка и литературы.

Культурология рассматривает свой предмет внутри пространственно-временного континуума, обладающего культурно-историческим единством. Такой смысл культурологи вкладывают в слово «эон». Греки именовали этим словом очень длительный период в развитии мира. В течение этого периода точка равнодействия проходит через весь зодиак – это ровно двадцать шесть тысяч лет. Гностики называли этим словом божественные силы, исходящие от Абсолюта. Мистический шлейф смыслов окутывает это культурологическое понятие. Возьмем, к примеру, понятие «Западная Европа». Один из самых интересных культурологов А.Дж.Тойнби присваивает Западной Европе статус цивилизации, что для него означает не просто целостность географическую, историческую, общий генезис и историю, но конечно же все это в нераздельной слитности – единый мир, в котором люди способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает возможность взаимопонимания, когда в слова и поступки вкладывается понятный и общий для носителей этой культуры смысл, то есть присутствие культурной идентичности. Западная Европа, родившаяся из разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утратившей свое былое могущество и доставшейся готтским завоевателям, ставшая единой благодаря Карлу Великому и Святой Матери Римской Церкви, впитала в себя наследие эллинской культуры и порожденную Востоком, но не привившуюся там христианскую религию. Родились совершенно новые нации и языки, а главное – люди с абсолютно новым самосознанием.

По мнению Фридриха Ницше, Христианство явилось кризисом античной культуры. Он полагает, что христианство разрушило всякую истину, которой человек жил ранее, и, прежде всего, трагическое мироощущение досократических греков. Вытеснение дионисийского начала аполлоническим, которое завершилось после Сократа и подготовило почву для насаждения нового христианского миропорядка, в основе которого лежат, по мнению Ницше, чистые фикции: моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупление. Мрак и скука, озаряемые кострами инквизиции, воцарились вплоть до эпохи Возрождения, когда была предпринята попытка эмансипации античного духа и его слияния с христианством. Результатом Ренессанса явился весьма значительный культурный  подъем, который характеризуют хотя бы такие имена, как Леонардо Да Винчи, Караваджо, Рафаэль Санти, Микеланджело. Люди не просто возвращались к культуре античных предков, они смогли по-новому взглянуть на мир и на себя самих. В картинах эпохи Возрождения не просто античные аллегории, в них есть свобода, трагедия и миф.

Эпохальной для культурологии как науки явилась работа О.Шпенглера «Закат Европы». Она интересна как идеологически, так и методологически. На примере западноевропейской цивилизации Шпенглер рассматривает феномен кризиса в культуре. Гибель Запада становится для него темой, которая заключает в себе все философские вопросы бытия. Кризис культуры представляет, по мнению Шпенглера, принципиальную проблему цивилизации. «Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой. … Она неотвратимый конец: к ней приходят с необходимостью все культуры». В таком случае кризис культуры - это простое вхождение ее процветания в заключительную стадию. В таком положении дел нет ничего трагического, так как каждая культура достигает своего завершения и эпоха процветания сменяется закостенением. Сила культуры надламывается и она становится цивилизацией, причем в таком состоянии может прибывать достаточно долго. Помешать этому нельзя, ибо это спонтанный и естественный процесс, однако, как полагал Шпенглер, впервые в истории этот процесс может быть осознан. Осознание феномена культурного кризиса и критическое к нему отношение позволило бы, как предполагал Шпенглер, предвидеть, какой путь на этот раз изберет судьба для культуры.

Иначе рассматривает культуру и цивилизацию А.Дж.Тойнби, для которого цивилизация - это не мертвая, но вполне развитая культура. Наиболее интересными аспектами его концепции развития цивилизаций является понятие «вызов-и-ответ» как основная движущая  сила этого развития. Оказывается, развитие любой цивилизации происходит в условиях внешнего по отношению к культуре давления. Судьба же цивилизации зависит от того, будет ли найден адекватный ответ на такой вызов. Найденный ответ обеспечивает подъем, но если за ним не следует нового вызова или цивилизация оказывается к нему не готовой, то следует надлом и гибель. Так произошло в судьбе Спарты, которая, найдя ответ на военный вызов всей Греции и Персии, оказалась бессильной перед вызовом мирной жизни и была проглочена земледельческой и торговой культурой Афин. Таким образом, Тойнби пытается нащупать общие закономерности исторического развития культур и, несмотря на критику, его концепция является одной из наиболее интересных. Во всяком случае, понимание истории как цепи вызовов и ответов, возможно, окажется для человечества ценнее, чем фатальный пессимизм О.Шпенглера. Гибель европейской цивилизации может и не наступить, если правильно понять настоящий исторический вызов и найти ему адекватный ответ.

Партикуляризм как установка на культурную обособленность был свойственен, как указывал Н.А.Бердяев, всему древнему миру. Однако и в новое время эту мировоззренческую установку исповедовали многие крупные исследователи, например, О.Шпенглер. Однако XX веку, по выражению того же Бердяева, в гораздо большей степени свойственен универсализм. Сторонники этого взгляда ориентируются на постижение общей судьбы человечества, сокровенного смысла истории. Такова концепция "осевого времени" К.Ясперса. Ясперс полагает, что выделение в мировой истории той ее части,  которая относится к генезису мира Запада не является по крайней мере окончательным. Почти одновременно в трех областях земного шара,  по Ясперсу, возникает мощная культурная волна. Имеются в виду, во-первых, шумеро-вавилонский, египетский и эгейский мир; доарийская культура долины Инда,  во вторых; и архаический мир Китая, в третьих. Датировки приблизительно сходны: IV-II тысячелетия до н.э.

В противовес концепциям культурных циклов Шпенглера и Тойнби, Ясперс исходит из того, что человечество имеет единые истоки и некий общий путь развития. Он полагает, что между седьмым и вторым веками до нашей эры произошел некий культурный процесс, резкий поворот истории. В это время: в Китае усилиями Конфуция, Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Мо-Цзы и других возникают все направления китайской философии, в Индии возникают Упанишады и проповедует Будда.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!