Культурный переворот в Европе

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На всем протяжении средневековья происходит секуляризация во всех сферах социальной практики: экономической, политической, правовой, духовной и т.д. светская культура оформляется постепенно, шаг за шагом оттесняя позиции религии и постепенно обеспечивая культурный переворот в сознании и поведении обывателя.

С самого начала римско-католическая церковь установила монополию на интеллектуальное образование (слайд 29). К VI веку монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII в. в одном из монастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал Фома Аквинский.

В VI веке обучение основывалось на принципе «семи свободных искусств», который подразделялся на две части: тривиум (три пути знания – грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (четыре пути знания – геометрия, арифметика, астрономия и музыка).

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в X - начале ХII вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах.

Книг было мало, они были очень дорогие. Например, в начале XI века "Грамматика" стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X-XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В XII и XIII вв. возникли первые университеты. Болонский университет в Италии (1088 г.) способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет. В XIII веке – Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанский в Испании, Неополитанский в Италии университеты. К концу XV века в Западной Европе насчитывалось уже 65 университетов. Занятия в университетах проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты. Преподавание осуществлялось на латинском языке. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон, который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразова­тельный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч. scholastikos - школьный, ученый) (слайд 30). Характерные черты схоластической науки (слайд 31): опора на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формальной логике.

Влияние церкви на средневековые университеты было огромным. Учение Аврелия Августина (354-430) стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Крупными представителями в области теологии был Альберт Великий (1193-1280)  автор многих сочинений богословского и естественно-исторического характера. Самым видным и влиятельным философом-схоластом западноевропейского средневековья являлся Фома Аквинский (1225 – 1274), создавший своеобразную энциклопедию католического богословия «Сумма теологии» и сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В его работах центральное место занимала защита совершенства бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла. В конце XIX века католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным "авторитетом" в области религии, философии, истории, политики и права.

В IX-X вв. начинается подъем в области естественнонаучных знаний. В это время были созданы энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах. Наука в средние века была в основном книжным делом. Она опиралась на абстрактное мышление. Направления в средневековой науке (слайд 32).:

  • физико-космологическое, основой которой было учение о движении;
  • учение о свете, т.е. оптика в узком смысле слова
  • науки о живом, воспринимаемые как науки о душе
  • комплекс астролого-медицинских знаний и алхимия.

Средневековая наука, поэтому разделяется на низшую, основанную на познавательных способностях человека, и высшую - хранительницу Божественного откровения. Другая особенность ориентация не на причинно-следственной связи, а иерархические, когда идет поиск небесных "прототипов" земных вещей.

Становление буржуазных экономических отношений дало импульс развитию собственно научных знаний, а не науки в прямом значении слова. Благодаря Локку, Юму и Декарту познание мира вышло на новый уровень - родилась наука. Усилия просветителей по эмансипации общественного сознания способствуют ослаблению позиции церкви в общественном сознании.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Пьер Абеляр (1079 -1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд не церковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение "Да и нет", в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, а они пользовались у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

В XII-XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах получает развитие латинская литература на светские сюжеты.

В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос (слайд 33). Это было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо-саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма «Беавудьф», написанная около 700 г. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается «Старшая Эдда» - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях.

В это время возникает и развивается «рыцарская литература» и «героический эпос». Величайшим памятником французского эпоса является «Песнь о Роланде», о рыцаре считавшим целью своей жизни служение императору и отечеству и погибшего во время военного похода в Испанию. В немецком эпосе выделяется «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V века и описывающая традиции и обычаи феодальной рыцарской Германии XII века. Основу составили древние германские сказания.

К XIII  столетию сложилась рыцарская поэзия (слайд 34), основу которой составил культ служения «прекрасной даме» и любовно-приключенческий сюжет (слайд 35).  Ярком примером тому служит цикл романов о короле Артуре и святом Граале. Большой популярностью пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220 г.) «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей (слайд 36).

В Германии рыцарская лирическая поэзия была представлена миннезингерами (певцы высокой любви). Они сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой «куртуазной» (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям.

Важнейший памятник английской народной литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне, остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Особое место занимает поэзия вагантов (vagantes – бродячие студенты) (слайд 37), воспевавших веселье, свободную жизнь (слайд 38). Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

В XII-XIII вв. быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, и появляются сатирические произведения.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. театральные, действия разыгрываются уже не на латыни, а на местном языке и не в церкви, а на городских площадях. Роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни, (миракли, мистерии).

Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться особый драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества: Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др.

В завершение рассмотрения вопроса отметим, что культура раннего средневековья имела весьма своеобразный, противоречивый характер. Только за XI- XIII века сменилось два архитектурных стиля – романский и готический. Средневековые представления о героической защите возвышенных духовных идеалов в лице культурного рыцарства (XI—XIII вв.) получили небывалую ху­дожественную обработку не только в виде изысканного поведения ры­царей, но и в виде изощренной поэзии на путях растущего индивидуа­лизма. Эта рыцарская практика трубадуров, труверов и миннезингеров уже в предвозрожденческую эпоху деградирует до богемного поведе­ния вагантов и входит в возрожденческую литературу. Из недр ранней средневековой культуры вырастает блестящая культура эпохи Возрождения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!