Культурно-историческое развитие дохристианской Руси

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обращаясь к культуре Древней Руси, можно с уверенностью сказать, что мы прикасаемся к одной из самых загадочных и самобытных страниц общемировой культурной летописи. Само расположение России, которая оказалась на перепутье двух мировых цивилизаций, двух потоков истории, соединивших Запад и Восток, своеобразие ее природных условий: огромные территории, равнин-ность страны и обилие речных путей, плодородные почвы и леса, предопределили зарождение того, что сегодня мы называем зага­дочным феноменом древнерусской культуры. Великий русский философ Н.А. Бердяев писал: «Есть соответствие между необъятно­стью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между геофафией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине... Чем больше погружаешься в глубь веков, «вслушиваешься» в историю, тем яснее начинаешь понимать удивительное действие этого непи­саного закона «соответствия земли и души» (3; 78).

Истоки русской культуры берут свое начало в глубокой древно­сти. Люди обитали на территории нашей страны много тысячелетий назад. Одной из древнейших не только в России, но и в Европе, стоянок среднего палеолита, возраст которой насчитывает около 90 тысяч лет, была стоянка Волгоградская, расположенная в балке Сухая Мечетка, в которой найдены орудия из кремня и кварцита, обнаружены погребения людей, следы кострищ, кости бизонов, мамонтов, зубров. В эпоху верхнего палеолита (35—10 тыс. лет назад) и неолита (новокаменный век — 6—4 тыс. лет дон. э.) на территории современной России также селились люди. Мы находим следы их стоянок близ Владимира, под Москвой, на северной окраине Вол­гограда в Башкирии, Сибири и других местах. Это были люди современного типа, похожие на нас, которые умели строить жилища и шить одежду и создали первые примитивные произведения ис­кусства, представленные костяными фигурками и наскальной рос­писью. Найдена первая керамическая посуда, которая была остродонной, изготавливалась ленточным способом и украшалась орнаментом. Человек освоил также ткачество. В южных районах начался переход к земледелию и скотоводству (26).

В более поздние времена (эпоха мезолита — среднекаменный век) — 10—6 тыс. лет до н. э. мы находим следы пребывания людей близ Калуги, у Рязани и Мурома. В III тысячелетии до н. э. в Нижнем Поволжье жили племена, которых условно относят к древнеямной культуре, так как они хоронили своих умерших в ямах, затем перекрывали их камышом или деревом, а сверху насыпали курган. В этих погребениях находят каменные зернотерки, кости животных, керамику. В начале II тысячелетия до н. э. древнеямные племена вступили во взаимодействие с племенами катакомбной культуры, названной так по характеру захоронения умерших. В этих погребе­ниях обнаружены сосуды с отпечатками шнура, вазочки-курильни­цы на поддонах, боевые топоры, костяные мотыги. Предполагают, что в середине II тысячелетия до н. э. эти племена вытеснили племена срубной культуры, особенностью погребального обряда которых был деревянный сруб внутри могильной ямы. В срубное время люди освоили верховую езду, открыли железо, изобрели плавильные печи, стали изготовлять плоскодонную керамику. Из­вестны целые поселки срубников, такие как у хутора Ляпичева близ Калача (26).

Уже в конце бронзового века, когда под воздействием развития культуры стал распадаться первобытно-общинный строй, история указала нам первых возможных наших предков-скифов и сарматов (Вспомним: «Да, скифы мы, Да, азиаты мы» — А. Блок). Вопрос о происхождении скифов еще не разрешен до конца. Наиболее рас­пространена гипотеза, которая указывает на то, что это потомки срубников, расселившихся к VII в. до н. э. между Дунаем и Доном, а также в степях Кубани. Основными занятиями скифов являлись скотоводство и производство зерна на продажу, а общественным укладом было патриархальное рабство. На территории нашей обла­сти жили родственные скифам в языковом отношении племена, которых древнегреческие авторы называли савроматами, а позднее — сарматами. Греческий историк Геродот в 445 г. до н. э. упоминает о племенах, населявших территорию нынешней южной России. Пишет Геродот со слов скифов о необозримых равнинах, о могучих реках, сравнимых с Нилом и Дунаем, изобильных рыбою и окру­женных прекрасными лугами. Множество темных слухов носилось среди греков о «землях полунощных», в которых люди спят по шесть месяцев в году, зима длится восемь, а воздух в это время наполнен летающими перьями. Узнаем мы и о диких нравах воинственных скифов, населявших южную часть России, которые отличались храбростью и жестокостью, пили кровь убитых врагов и использо­вали их черепа как сосуды. Однако в скифских могильных курганах мы находим искусно выполненные ювелирные украшения, ремес­ленные изделия, изготовленные с редким изяществом и подлинным чувством прекрасного, а по свидетельству греческих поселенцев, населявших берега Черного моря, царь скифский построил себе в Ольвии (город недалеко от устья Днепра) огромный дом, украшен­ный изображениями сфинксов и грифов. Характерной чертой об­щественного устройства сарматов было особое положение женщин, откуда и родились легенды об амазонках. Во II в. до н. э. сарматы проникли за Дон и на Северный Кавказ, заселили античные города Причерноморья, а в IV в. основная их масса была увлечена гуннами на запад.

Вопрос о происхождении славян — один из самых спорных в исторической науке. Но, несмотря на множество гипотез о времени и территории возникновения древнейшей славянской культуры, все версии сходятся на том, что к VI в.- можно уверенно говорить о восточных славянах. Славянские племена, среди которых упомина­ются поляне, древляне, радимичи, вятичи, дулебы, бужани и многие другие (летописи называют 15 крупных областей, населенных вос­точными славянами, каждая из которых являлась объединением нескольких племен, а самое сильное давало название всему союзу), освоили южные земли Восточной Европы задолго до образования Киевского государства. О них сообщают арабские путешественники, а византийские летописи упоминают уже в конце V в. до н. э. Они постоянно контактировали с многочисленными кочевыми племе­нами, а также с одним из самых мощных государств того време­ни — Византией. С VI в. славяне усилили свой натиск на Византию. В итоге на византийских территориях появились славянские общи­ны, а позднее — княжества южных славян. Победоносные походы на Византию значительно усилили позиции славянских вождей. В целом, восточное славянство состояло из 100—200 небольших пле­мен, объединявших несколько общин. В каждом племени основные вопросы решало народное собрание — вече, здесь выбирался воен­ный вождь — князь, возглавлявший общеплеменное ополчение. В армянских хрониках VIII в. содержится легенда, относящаяся, видимо, к VI—VII вв., о постройке братьями Кием, Щеком и Хоривом Киева. По другой версии, Киев возник на месте перевоза через реку, а Кий был перевозчиком. В любом случае, существование на этом месте в VII в. славянского «града» несомненно (26).

Что же еще известно нам о жизни наших далеких предков — восточных славянах? В общем, совсем немного — что занимались они скотоводством, охотою и земледелием, «...любя воинскую дея­тельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения и не хотели строить себе домов прочных...» (11;

40), однако имели города, а скорее ремесленные поселки — заро­дыши будущих городов, которые представляли собой собрание хижин, окруженных забором или земляным валом, с возвышавши­мися внутри святилищами, представлявшими собой большие дере­вянные кровы. Культура восточных славян этого времени изучена очень мало. Они имели навыки в ремеслах и украшали свои скромные жилища изделиями декоративно-прикладного искусства. В VI—VIII вв. уже выделились кузнецы, литейщики, ювелиры, позднее — гончары. Особенно искусны были славянские мастера в изготовлении ювелирных украшений. Именно секреты славянских ремесленников были восприняты в первую очередь ювелирами Киевского государства, прославившимися на весь мир своим мас­терством. Нам известен ряд произведений прикладного искусства, например, серебряные фигурки конца VI в. из клада, найденного на реке Роси. Владели наши далекие предки и искусством выши­вания, корни которого уходят в глубь веков. Интересно, что основ­ные мотивы русской крестьянской вышивки датируются скифскими и сарматскими периодами. Излюбленными мотивами орнаментов в русском прикладном искусстве были так называемые «раститель­ный» и «звериный» стили. Первый, по-видимому, пришел на Русь из Византии. Последний, как нам известно, был характерен для скифского и сарматского искусства. Судя по всему, распростране­ние звериного орнамента в средневековом русском искусстве было результатом заимствования традиций сарматского периода (9).

Славяне чрезвычайно любили музыку, почитая ее за самое большое наслаждение и отдохновение. Волынка, гудок, дудка, а также кифары и гусли были хорошо известны нашим далеким предкам. До нас дошли некоторые обрядовые песни, загадки, сказки тех времен. Не зная грамоты, они, занимаясь домоводством, войной и торговлей, имели некоторые сведения об арифметике и разбира­лись в хронологии, деля, подобно римлянам, год на 12 месяцев и присваивая каждому название. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников, был распространен культ предков. Покойников славяне сжигали, насыпали сверху курган, на котором справляли тризну, а для защиты от злых сил носили амулеты из волчьих и медвежьих зубов (11; 41).

В VII—VIII вв. возникла настоятельная потребность в письмен­ности. Первоначально для передачи славянских слов использовали буквы греческого алфавита, а на рубеже VIII—IX вв. сложился самостоятельный славянский алфавит — глаголица. Известна на­ходка сосуда этого времени с надписью славянскими буквами «гороухча» («горох» или «горчица»). Видимо, в VIII в. сложился и знаменитый торговый водный путь «из варяг в греки», который шел из Византии по Черному морю и Днепру, затем через волок по реке Ловати, Ильменю и Волхову в Ладожское озеро, Неву и Балтийское море. Этот путь связывал все восточнославянские земли (26).

Известно, что дохристианская Русь поклонялась самым разным богам — Даждьбогу и Яриле, Перуну и Велесу, а также верила в русалок, рожаниц, леших, домовых. Во главе стоял бог плодородия, повелитель природы Род (Святовит, Сварог), позднее наиболее почитался Перун. Боги славян-язычников, в отличие от классиче­ских греческих богов, не имели ни четких «биографий», ни даже определенных образов. Русь не создала развитой системы языческих верований. Живущие рядом славянские племена поклонялись раз­ным богам, отличались разными обычаями, укладом и нравами, что делало невозможным объединение славянских земель в единое государство с общей культурой.

Итак, еще в VIII в. на территории нашего государства жили разрозненные восточнославянские племена. На тех же самых землях жили те же люди, но были они не государством, а племенами, из которых вскоре должен был сложиться русский народ, его история и культура (19).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!