Культурно-историческая теория развития психики

Культурно-историческая теория развития психики - концеп­ция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании Культурно-исторической теории развития психики ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, фран­цузской психологической шко­лы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиоти­ческого направления в лин­гвистике и литературоведении («формальная школа» в лите­ратуроведении (ОПОЯЗ) и др.). Первостепенное значение име­ла ориентация на марксист­скую философию. Согласно данной теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, соци­ально-символической (т. е. со­вместной со взрослым и опос­редствованной знаками) дея­тельности. В итоге прежняя структура психических функ­ций как «натуральных» изме­няется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции стано­вятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация.

В ходе ин­териоризации структура внеш­ней деятельности трансформи­руется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформи­роваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В ка­честве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак - слово. Здесь намечает­ся возможность объяснения вербального и символического характера когни­тивных (познавательных) про­цессов у человека. Культурно-историческая теория развития психики на общепсихологическом уровне и с иных методологических по­зиций выдвинула проблемати­ку, к которой обратились симво­лические интеракционисты и сторонни­ки гипотезы Сепира-Уорфа о лингвистической относи­тельности. Для проверки основных положений Культурно-исторической теории Л. С. Выготским с со­трудниками была разработана «методика двойной стимуля­ции», с помощью которой моде­лировался процесс знакового опосредствования, прослежи­вался механизм «вращивания» знаков в структуру психичес­ких функций - внимания, па­мяти, мышления. Частным следствием Культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайше­го развития» - периоде вре­мени, в котором происходит пе­реструктурирование психичес­кой функции ребенка под вли­янием интериоризации струк­туры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной де­ятельности. Культурно-историческая теория развития психики подверга­лась критике, в том числе со стороны учеников Л. С. Выгот­ского, за неоправданное проти­вопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций; за понимание меха­низма социализации как свя­занного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в пси­хологии. В настоящее время об­ращение к Культурно-исторической теории связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных (связанных с познанием, про­цессов, с исполь­зованием в психологии аппара­та структурно-семантических исследований).

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - формирование внутренних структур человеческой психи­ки благодаря усвоению струк­тур внешней социальной дея­тельности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!