Культурная жизнь в СССР в послевоенные годы

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Война оказала большое влияние на духовный климат советско­го общества. Сформировалось поколение людей, закаленных войной, не знавших страха массовых репрессий 30-х годов. Пере­несенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Участвуя в освобождении от фашизма ев­ропейских стран, советские воины впервые увидели заграницу такой, какой она была в действительности, а не в изображении массовой пропаганды. Контраст между разоренным отечеством и побежденными странами Европы, относительно сытыми и благо­получными, заставлял воинов-победителей о многом задумывать­ся.

Но надеждам на ослабление административно-командных ме­тодов руководства обществом не суждено было сбыться. Репрес­сии продолжались. В последние годы войны были проведены репрессии уже против целых народов - чеченцев, ингушей, кал­мыков, крымских татар - поголовно обвиненных в предательстве.

В лагеря и ссылку отправлялись бывшие советские военноплен­ные и граждане, угнанные на работу в Германию.

Массовый героизм, мужество, инициативность, патриотизм советских людей, проявившиеся и на фронте, и в тылу, не соот­ветствовали роли "винтика" государственного механизма, кото­рую отводил человеку сталинский режим. Само его существова­ние требовало насаждения в обществе страха и подозрительнос­ти, установления жесткого контроля за умами, за творческой деятельностью интеллигенции.

Центральное место в работе ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические вопросы. Об этом свидетельствуют мно­гочисленные партийные постановления того времени, которые касались широкого круга проблем: от подготовки идеологических кадров партии до работы некоторых редакций газет и журналов, от преподавания общественных наук в вузах до репертуара дра­матических театров и оценки отдельных фильмов и опер.

Все средства были направлены на пропаганду исключительных успехов советской экономики и культуры, достигнутых под муд­рым руководством "гениального вождя всех времен и народов". Распространялись облегченные представления о коммунизме, который якобы будет построен за три с небольшим пятилетки. Образ процветающей державы, народ которой наслаждается все­ми благами социалистической демократии, образ, предстающий со страниц газет и журналов тех лет, получивший отражение в лакировочных книгах, картинах, фильмах, не имел ничего общего с реальностью. Правда о жизни народа, о прошедшей войне с трудом пробивала себе дорогу.

Раскол мира на два враждующих лагеря и начало "холодной войны" свели к минимуму международный культурный обмен. Изоляционистская политика советского руководства подкрепля­лась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклон­ством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили ста­тьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское. Жур­налисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях: оказывалось, что даже паровая машина, телефон и киноаппарат впервые появились в России. Тем, кто помнил имена Уатта, Эдисона, братьев Люмьер, лучше было помалкивать. Нередки были случаи ареста только за то, что кто-то неосторожно похвалил качество трофейного немецкого автомобиля или американской лендлизовской тушенки.

Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художе­ственную жизнь. Страна, проложившая "путь человечеству к социализму", должна была обладать не только самой передовой в мире наукой, но и лучшими в мире литературой и искусством. В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства. Слово "импрессионизм" стало таким же бранным, как и "формализм". На научной сессии Академии художеств в 1948 г. утверждалось, что "самое слабое произведение советской живописи и скульптуры несоизмеримо выше самых "модных" и прославленных произве­дений формалистов Америки, Франции и Англии".

Идеологическая пропаганда принимала все более шовинисти­ческий и антисемитский характер. В январе 1949 г. началась кампания против "безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большин­ство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Борьба с космополитизмом приобретала особенно зловещий смысл на фо­не других событий того времени: в декабре 1948 г. был распущен Еврейский антифашистский комитет, а его активные деятели аре­стованы, в 1949 г. убит С.Михоэлс, народный артист СССР, ху­дожественный руководитель Московского государственного ев­рейского театра. Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты. Апогея эта кампания достигла в после­дние месяцы жизни Сталина, когда была арестована группа вид­ных врачей-евреев, работавших в Кремлевской больнице и обви­ненных в преднамеренном убийстве высокопоставленных паци­ентов.

Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их ра­зоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!