Культура Западной Европы раннего средневековья

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В эпоху раннего средневековья ведущие позиции занимают франки, так как их государство охватывает практически всю территорию западной Европы. Искусство V-VIII вв. принято обозначать искусством Меровингов, а VIII-IX вв. – искусством Каролингов.

Основу ранней средневековой культуры составили традиции западной Римской империи, представляющие т.н. «романское начало» (слайд 5). Главным в культурном наследии Рима являются право, высокая правовая культура; наука, искусство, философия, христианство. Завоевание варварами Римской империи в V веке способствовало упадку античной культуры: были разрушены города, уничтожены памятники и библиотеки. Развитие культуры ограничивалось(слайд 6) переходом к натуральному хозяйству, нарушением торговых, экономических, политических и культурных связей, сословной замкнутостью, господством христианства, религиозно-аскетическим мировоззрением.

Ф. Ницше полагал, что христианство разрушило всякую истину, которой человек жил ранее. Аскетизм стал официальной идеологией средневекового общества. Мрак и скука, озаряемые кострами инквизиции,  воцарились вплоть до эпохи Возрождения. Святая инквизиция, контролировавшая все сферы деятельности человека, возникла в XII-XIII вв. и закончила свое существование в первой половине XIX века. К концу XIII века вся Западная Европа находилась под влиянием католической церкви, и была покрыта сетью инквизиционных трибуналов (слайд 7).

Для понимания всей специфики культуры раннего средневековья важно раскрытие менталитета средневекового человека и перенесение его на все стороны общественной и культурной жизни. Необходимо осознать, что средневековой человек выступал как каноническая личность, подчи­ненная надиндивидуальному, освященному религи­озными формами сознания (слайд 8).

Основными чертами, характеризующими сред­невековую культуру (по Королеву В.К.) являются (слайд 9):

- доминирование христианской религии, с главным догматом - верой в единого всемогущего и всеблагого Бога;

- традиционализм, ретроперспективность (чем древнее, тем подлиннее  – кредо связи нового и старого в духовной жизни);

- символизм (когда текст (Библия) дает повод для размышле­ний, толкований);

- дидактизм (передача богословами другим людям всего вели­чия божественного замысла);

- универсальность, энциклопедичность знания;

- рефлексивность, психологическая самоуглубленность сред­невековой духовной культуры.

К XIII веку вся Европа была христианской, которое наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры.

Факторы всеобъемлющего влияния христианства (слайд 10)::

  • универсальность религии, не ограниченной политическими и этническими рамками;
  • обращение к человеку как субъекту культа и носителю ответственности перед Абсолютом;
  • требование активного индивидуального оправдания человека;
  • содержание лозунга спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеалах любви, добра, справедливости, равенства, братства).

Культурное значение христианства заключается в том, что через его «посредничество» в Европу пришел среднеземноморский синтез античных и восточных религий, искусства, литературы, мифологии.

Христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы (слайд 11). В памятниках христианской культуры: Библии, Евангелии, иконографии, духовной музыки, искусства и архитектуры люди ищут и находят общечеловеческий смысл бытия.

В первой половине IX  века оформляется «романский стиль». Данный термин условен и возник, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздроб­ленности, наступившей после распада империи Карла Великого, и само распада­ется на множество самостоятельных, даже изолированных друг от друга художест­венных школ. Всех их пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты, неудивительный в условиях постоянной вражды фео­далов друг с другом.

Влияние церкви на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами.

Церковь была главным заказчиком произведений искусства. В проповедях церкви и сознании народа присутствовала идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика (слайд 12).

Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов (слайд 13).

Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства.

Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы (слайд 14).

Главным его типом является тип базилики. Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или  горизонтальные линии, а также полуциркульные арки. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В плане это латинский крест. Наружный вид романского храма суров и прост и ясен. Формы романской культовой архитектуры, в частности, обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа, распластанного на плоскости стены или покрывающая поверхность капителей.

В композициях преобладает плоскостное начало. Фигуры располагаются в пределах вертикальных поверхностей, причем композиция не дает ощущения глубины (слайд 15). Обращают на себя внимание разные масштабы фигур. Размер фигур зависит от иерархической значимости того, кто изображен: Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. Но это только одна зависимость. Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях - удлиненные. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний одна из характерных черт романского стиля. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов - Апокалипсис. Часто встречаются в орнаментах фантастические существа - возможно, это пережитки языческих верований. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11-12 веках была не только центром философского и теологического движения, но и  широкого распространения еретических учений.

В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее разнообразие форм и решенных конструктивных проблем. В грандиозных храмах Бургундии, занявших первое место среди французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Классический образец некого сложного типа - пятинефная монастырская церковь в г.Клюни. Это был самый большой храм из всех построек того времени. Своими размерами он значительно превосходил даже главный храм католического христианства - базилику Святого Петра в Риме. (187 метров против 120 метров в длину). Романская архитектура Франции выработала целый ряд разнообразных конструкций, обеспечивающих надежность сводов. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали либо путем нейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону  сил. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, строители  возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным. Чтобы облегчить свод центрального нефа предавали ему стрельчатое сечение, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами.

В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне. В Вормском соборе (1171-1234 гг.), построенном из желтого песчаника, членение объемов менее разработаны, чем во французских храмах, это создает ощущение монолитности форм.

В XII веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей (слайд 16). Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда. Композиция строго подчинена принципу иерархии - центром является расположенная по главной оси и занимающая всю высоту фигура Христа, причем если фигура Христа симметрична и неподвижна, то вокруг него все исполнено бурного движения. Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом "косной" материи.

В романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного, грубо-телесного отвлеченно-умозрительного, героического и комически-гротескного. Изображения страшного суда наглядно представляют богословскую схему иерархической структуры мира. Центром композиции всегда служит фигура Христа. Верхнюю часть занимает небо, нижнюю - грешная земля, по правую руку Христа находится рай и праведники (добро) по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). При всей обязательности этой схемы реализация ее чрезвычайно разнообразна. Например, в тимане собора Сент-Лазар в г.Отене (1130-1140) в сцене Страшного суда рядом с грозными величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно и страшным и смешным.

Скульптура романского стиля (слайд 17) характеризуется полным отказом от реализма в трактовке природы и человеческого тела (слайд 18).

Исключительно церковной по содержанию была настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу (слайд 19). От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз (слайды 20-21).

Путь развития немецкого романского искусства был менее последовательным. В период наивысшего обострения борьбы между  империей и папством церковное искусство приобрело в Германии черты сурового аскетизма. Более чем когда-либо враждебного миру, более чем когда-либо направленного на воплощение сверхчувственного начала. Развитие "строгого стиля" можно проследить на примере многочисленных деревянных распятий 12 века. Ровные параллельные, линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода, фигура аскетична и неподвижна, Христос, не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть. Самым прославленным является "Распятие Имервальда", по имени мастера его выполнившего.

На смену романскому искусству пришла готика (от итал. gotic «готский», по названию германского племени готов). Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя средневековое искусство. В готическом стиле отразилась повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам, индивидуальность, красота реального мира (слайд 22).

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Расцвет романского стиля приходится на XII век. Вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в XIII  веке. Угасание приходится на XIV-XV века (пламенеющая готика) (слайд 23).

 

Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII века. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами (слайд 24).

Готические соборы, представляющие собой подлинный синтез искусств под эгидой архитектуры, несли в себе двойную тенденцию: религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в некоем ином по отношению к земному миру. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. Во всех городах Западной Европы готические соборы были красивейшими архитектурными сооружениями, а архитекторы их возводившие, пользовались у современников большим уважением.

Готический собор - новая ступень в развитии средневековой архитектуры, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, пронизанные сетью выступающих ребер, выложенных из камня, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик соборы.

Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне. Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны, большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные "веерные" узоры. Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор Парижской богоматери (заложен в 1163 г, достраивался до середины XIII века).

Строительство соборов осуществлялось не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом и знаниями. Самые значительные сооружения, и, прежде всего, соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы (слайд 25).

Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. В замысле городского, а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, возросшее самосознание горожан, новые преставления о мире.

Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу.

Зрелая готика отмечена дальнейшим нарастанием ветрикализма линий, динамической устремленностью ввысь. Реймский собор - место коронования французских королей одно из самых цельных произведений готики, замечательный синтез архитектуры и скульптуры.

Главные черты, характеризующие готическую скульптуру. Во-первых, на смену абстрактному началу приходит интерес к конкретным явлениям реального мира. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно усиливается роль светских сюжетов и начинает занимать важное место сюжет и доминирующую роль приобретает круглая пластика, хотя рельеф существует также.

Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался «Страшный суд», однако иконографическая программа расширяется. Интерес к человеку и  влечение к анекдотичности рассказа нашли выражение в изображении сцен из жизни святых. Выдающийся пример изображения легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан «История святого Стефана» на портале собора Парижской богоматери. Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ, так называемых химер.

В XIV b. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была – «пламенеющая готика» - здания украшали тончайшей резьбой по камне, каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи.

В завершение рассмотрения вопроса следует подчеркнуть, что скульптуру и живопись средневековых храмов нужно рассматривать не только как воплощение религиозных догматов, но и в свете их доступности широ­ким массам. Церковь выступала в качестве идейного руководителя, а создавали все произведения простые ремесленники, поэтому народное творчество вплеталось в декоративное убранство храмов (слайд 26-27). – иногда здесь появлялись изображения, чуждые христианству (жонглеры, охотники, звери, чудовища).

Если в античности производство было основано на использовании рабского труда, то в средние века рабство было упразднено, что несомненно является позитивным шагом. В античности преимущественно развивались теоретические знания. В средневековье начинается применение машин и технических изобретений в производстве материальных благ.

Итак, если отсутствуют вопросы, то переходим к рассмотрению следующего вопроса.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!