Культура времени буржуазных преобразований 60 — 70-х годов

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет после отмены крепостного права, опреде­лявший идейную атмосферу в обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса.

Время первых двух пореформенных десятилетий отличается широким движением за распространение просвещения народа, расширением гласности и пересмотром законодательства о печа­ти, достаточно тесной связью художественной культуры с идеями демократизма и революционного народничества. 60-е годы вос­принимались современниками как время духовных преобразова­ний, больших надежд и свершений.

Широкое обсуждение проблем образования, его характера и распространения началось еще в середине 50-х годов в связи со статьей Н.И.Пирогова "Вопросы жизни", опубликованной в "Морском сборнике". Ученый критиковал сословную школу и раннее утилитарно-профессиональное образование. Он считал необходимым развитие общего образования, которое должно бы­ло стать основой профессионального. Против сословности шко­лы выступила прогрессивная общественность России.

Активность общественности в распространении образования среди народа проявлялась в деятельности комитетов грамотнос­ти, просветительских организаций, связанных с земствами. Мое ковский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. был создан Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. Он также ставил целы" "содействовать распространению грамотности между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости". Подобные просве­тительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по изданию учебников, книг для народа, сбору средств для нужд народной школы.

Замечательным русским педагогом-демократом, автором учеб­ных книг ("Родное слово", "Детский мир"), по которым в течение полувека учились десятки миллионов детей в России, был К.Д.Ушинский (1824-1870/71). Он создал школу русских педаго­гов (И.Н.Ульянов, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов и др.), оказал большое влияние на развитие передовой педагогической мысли. К.Д.Ушинский по праву считается основоположником народной школы.

По инициативе демократической общественности распростра­нялись различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве возникли первые в России воскресные школы. Затем они появились в Москве, Петербурге и некоторых других городах. Эти школы были бесплатными, программа обучения в них была значительно шире, чем в казенных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, с географией, естественной историей. Количество воскресных школ быстро росло, и к 1862 г., по офи­циальным данным, в 53 губерниях России их насчитывалось бо­лее 300. Среди преподавателей были участники революционно-демократического движения. Закрытые правительством в 1862 г. воскресные школы были разрешены через два года, но уже с ог­раниченной программой обучения.

В 60-е годы правительство провело реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет и в извес­тной мере - результатом активности демократической обще­ственности. В изданном в 1864 г. "Положении о начальных на­родных училищах" декларировалась бессословность школы, пре­доставлялось право открытия начальных школ общественным организациям (земствам, органам местного городского управле­ния); женщины получили возможность преподавать в школах. Все училища подчинялись Министерству народного просвеще­ния. В докладной записке царю (1860) шеф жандармов В.А.Дол­горуков, признавая, что "польза грамотности неопровержима", все же настаивал на том, что "правительство должно принять бе­зотложные и деятельные меры, дабы стать во главе этого движе­ния ... Правительство не может допустить, чтобы половина наро­донаселения была обязана своим образованием не государству, а частной благотворительности". Устав 1864 г. не ликвидировал разрыв в преемственности обучения, существовавший в доре­форменной школе. Серьезным сигналом к усилению реакцион­ных тенденций в политике правительства по отношению к про­свещению стал выстрел Д.Каракозова в царя в 1866 г.

Система начального обучения в пореформенной России вклю­чала школы, подведомственные Министерству народного про­свещения, церковноприходские и земские. Обязанные своим по­явлением общественной инициативе, земские школы были наи­более распространенным типом начальной школы в первые два пореформенные десятилетия. За десять лет существования земс­ких учреждений (1864-1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы их рост несколько замедлился. К 1914 г. в России было более 40 тыс. земских школ.

Земская трехгодичная школа по сравнению с другими началь­ными школами, существовавшими в то время в России, отлича­лась лучшей постановкой обучения; помимо чтения, письма, че­тырех правил арифметики и закона божьего здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Земские учителя, как правило, принадлежали к передовой рус­ской интеллигенции. Земства открывали на свои средства учи­тельские семинарии, оплачивали труд учителей, занимались ком­плектованием народных библиотек. 'Теперешняя народная шко­ла, - писал демократ-публицист Н.В.Шелгунов в 80-х годах, - есть целое здание, над которым мыслящая Россия трудилась 20 лет. Этого здания и опыта не вычеркнешь ни росчерком пера, ни га­зетными статьями, и кто бы ни стал открывать школу, он обра­тится к этому нашему единственному фонду, в котором только и можно найти руководящие указания по народно-школьному де­лу". Земство явилось инициатором постановки вопроса о введе­нии обязательного начального образования в стране.

Церковноприходские школы, существовавшие и прежде, с 1862 г. переходили в ведение Синода, который получил право учреждать начальные школы под своим руководством. Элемен­тарное образование в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было ниже, чем в земской школе. Правительство оказыва­ло покровительство церковноприходским школам, стремясь с их помощью воспитать учащихся в духе религиозности и политичес­кой благонадежности.

В целом развернувшееся в стране в 60-е годы общественно-педагогическое движение, заставившее и правительство принять ряд серьезных мер в вопросах народного образования, привело к созданию в России достаточно массовой народной школы, систе­ма которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы.

Гимназия сохраняла значение основной формы средней шко­лы. В 60-е годы возникли разные типы гимназий - реальные ,и классические. Однако с самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права ее выпускников поступать в университет. По сравнению с дореформенным временем рост гимназий был значительным (96 гимназий - в 1865 г., 123 - в 1871 г., 136 - в 1882 г.).

В пореформенную эпоху изменения коснулись и высшей шко­лы. Были открыты новые университеты в Одессе (Новорос­сийский на основе Ришельевского лицея), Томске. В университе­тах, получивших автономию по Уставу 1863 г., открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. Здесь были сосредоточены лучшие науч­ные силы России, работали многие выдающиеся ученые (Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, А.Г.Столетов, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, С.М.Соловьев, Ф.И.Буслаев и др.).

Наряду с увеличением университетов в стране возникли от­раслевые вузы. Рост технической оснащенности промышленнос­ти и транспорта, совершенствование технологии производства требовали расширения и улучшения специального образования. В высшие учебные заведения были преобразованы Петербургс­кий технологический институт и Московское ремесленное учи­лище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 г. в Моск­ве по инициативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; зыкрытые учебные заведения - Институт инженеров путей сообщения. Горный, Лесной институты - были преобразо­ваны в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заве­дений, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В высших технических школах в это время получали образование более 7 тыс. человек, т.е. примерно четверть всех студентов.

Возможность получения образования для женщин, участия их в общественной жизни - один из показателей культурного состоя­ния общества. В дореформенной России существовали сословные женские учебные заведения, доступ женщинам в университеты был закрыт. В канун буржуазных реформ началось широкое дви­жение за предоставление женщинам права получения среднего и высшего образования. В конце 50-х годов появились бессослов­ные женские гимназии, но по сравнению с мужскими с меньшим объемом изучаемых предметов.

В течение недолгого времени, в конце 50-х годов, женщины были допущены в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в университеты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех иностранных студенток.

В России активное общественно-научное движение в защиту женского образования,   поддержанное  Д.И.Менделеевым, И.М.Сеченовым, А.Н.Бекетовым, Н.И.Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию на рубеже 60-70-х го­дов высших женских курсов. Впервые они были открыты в Пе­тербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора университета В.И.Герье (1872). Выс­шие женские курсы в Петербурге (Бестужевские - по имени их директора профессора К.Н.Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-культурной жизни страны. Женские курсы работали по программе университетов, но их окончание не давало женщинам прав на получение диплома о высшем образовании. Только в начале XX в. правительство бы­ло вынуждено юридически признать факт существования в Рос­сии высшего образования для женщин.

Одной из форм внешкольного знания стали народные чтения, распространение которых поддерживалось правительством. Впервые народные чтения состоялись в Петербурге в 1871 г. Долгое время они проводились только в столице и губернских ,городах, а с середины 90-х годов получили повсеместное распро­странение. Интерес к народным чтениям был большим, и, хотя взималась входная плата, залы бывали переполненными. Лекто­рами на народных чтениях выступали, как правило лица из числа священнослужителей и учителей; преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика. Народные чтения находились под строгим правительственным контролем. В 1871 г. в особом постановлении указывалось, чтобы лекции для народа "читались по одобренному министром народного просвещения

тексту".

В итоге благодаря мерам, принятым правительством, деятель­ности земской интеллигенции и общественных организаций воз­можности распространения образования значительно возросли. Одним из первоначальных показателей образованности обще­ства является уровень грамотности. В 60-е годы Россия отставала в этом от западноевропейских стран. Так, если в России один учащийся приходился на 135 жителей, то во Франции этот пока­затель был 1:11, в Англии - 1:9, в Пруссии - 1:6. Ко времени от­мены крепостного права грамотных в России было не более 7%.

Современники отмечали рост школ в последние десятилетия XIX в., "оживление деятельности по народному образованию в середине 90-х годов", которое ставилось в сравнение "с работой начала 60-х годов".

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень гра­мотности в России составлял 21,1% (среди мужчин - 29,3%, среди женщин - 13,1%). Высшее образование имели немногим более одного процента населения, среднее образование - 4% по отно­шению ко всему грамотному населению. Иными словами, уро­вень образованности в России к концу XIX в. определяла началь­ная школа с двухгодичным сроком обучения.

В пореформенной России значительно вырос рынок книжной и журнальной продукции; увеличилась полшрафическая база (около 300 типографий в 1864 г. и свыше 1000 - в 1894 г.), темпы книгопечатания (от 2 до 10 тыс. названий в год). Тиражи книг в 4-5 тыс. экземпляров стали обычными. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Ху­дожественная литература и публицистика издавались, как прави­ло, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных горо­дах к середине 90-х годов число книжных магазинов доходило до 2 тыс. В середине 50-х годов зарождается нелегальная революционная печать. В 1853 г. А.И.Герцен организовал в Лондоне Вольную русскую типографию. В период революционной ситуации неле­гальная печать в виде литографирования запрещенных книг, лек­ций, различных прокламаций появилась в России. Подпольные типографии имели тайные революционные организации 60-70-х

годов.

В эти годы развернулась деятельность многочисленных книж­ных издательств, отличавшихся общественно-идейной направ­ленностью и отраслевой специализацией. Крупнейшим книгоиз­дателем демократической массовой книги был Ф.Ф.Павленков (1839-1900). Он издал много художественных, научно-попу­лярных, детских книг, серию книг "Жизнь замечательных людей", произведения Ф.Энгельса; впервые он начал выпуск дешевых изданий классиков, предназначенных для учащихся учебных за­ведений и народных чтений. Свое состояние Павленков завещал на открытие бесплатных народных библиотек. В 1872 г. в изда­тельстве Н.П.Полякова тиражом в 3 тыс. экз. был издан первый том "Капитала" К.Маркса в переводе Г.А-Лопатина и Н.Ф.Да-ниельсона. Цензура пропустила книгу, заключив, что содержание ее составляет "темная политико-экономическая аргументация" и что "немногие прочтут в России, и еще менее поймут ее".

Особенно быстро росла периодическая печать, более четко определялась идейная направленность журналов и газет. Главное место в русской периодике этих лет заняли "толстые" журналы, внешне напоминавшие книгу, рассчитанные на разные читательс­кие вкусы и интересы. Большое влияние в общественно-куль­турной жизни 60-х годов приобрела демократическая журналис­тика, и прежде всего "Современник", основанный А.С.Пушкиным в 1836 г. Журнал в эти годы был боевым органом революционной демократии. В конце 50-х - начале 60-х годов идейным центром русского либерализма стал "Русский вестник" М.Н.Каткова. Один из наиболее известных буржуазно-либеральных журналов -"Вестник Европы" - издавался с 1866 г.  историком М. М. Стасюлевичем.

Во второй половине XIX в. в России существовала довольно разветвленная система газетной печати. Увеличивалось число ежедневных газет, во всех губерниях выходили официальные "Губернские ведомости" (начало их издания относится к концу 30-х годов). Провинциальные газеты приобретали большой об­щественно-культурный резонанс.

Газета в провинции становится распространенным обществен­но-культурным явлением. В середине 90-х годов из ста ежеднев­ных газет около 30 выходили в Москве и Петербурге, остальные -в провинциальных городах.

По сравнению с предшествующим временем большое развитие получили различные формы культурно-просветительных уч­реждений (библиотеки, музеи, выставки). В 50-е годы возобновилась работа многих публичных библиотек, закрытых в 30-40-х годах. Возникли новые типы библиотек: бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. К концу XIX в. в России было свыше 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских народных библиотек и читален. Среди пуб­личных библиотек преобладали платные земские и городские общественные библиотеки.

С 1862 г. существует Публичная библиотека в Москве (ныне -Российская государственная библиотека; до 1993 г. - Государ­ственная публичная библиотека им. В.И.Ленина). Библиотека первоначально входила в состав Румянцевского музея, коллекция которого была перевезена из Петербурга в Москву. Основу ее фондов составило собрание книг, рукописей, произведений ис­кусства одного из просвещенных людей России - Н.П.Румянцева (1754-1826). В течение первых лет библиотека пополнялась за счет дарений частных собраний "для пользы общественного пользования". Так, в библиотеку поступили собрания книг Г.Р.Державина, П.Я.Чаадаева, московского издателя и коллекци­онера К.Т.Солдатенкова. В 1863 г. в Москве Г.А.Чертковым (1832-1900) была открыта публичная частная бесплатная библио­тека. В 1871 он передал ее в дар Москве*.

В пореформенное время частное собирательство получило ши­рокое развитие. Многие из коллекций впоследствии, еще в доре­волюционный период, составили значительную часть наших му­зеев и библиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта картинная галерея П.М.Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

В следующем, 1894, году в Москве появился Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная кол­лекция по истории русского и западноевропейского театра А.А.Бахрушина (ныне - Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П.И.Щукин. Оно соста­вило один из отделов музея.

К сожалению, многие художественные коллекции не сохрани­лись до настоящего времени как единое целое (коллекции запад­ноевропейской живописи С. И.Щукина и И.А.Морозова), а неко­торые из них утеряны (коллекция мебели В.О.Гиршмана).

Вторая половина XIX в. - время появления в России многочисленных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных. Впер­вые возникли краеведческие, мемориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Многие из них были образованы при участии общественности.

В 1872 г. в Москве по инициативе Общества любителей есте­ствознания, антропологии и этнографии при Московском универ­ситете был организован Политехнический музей, сыгравший важную роль в культурно-просветительном движении порефор­менного времени. Коллекции одного из его разделов послужили основой для создания Исторического музея (открыт в 1883 г.).

Наряду с музеями формой пропаганды технических знаний, произведений живописи, искусства полиграфии и т.д. были выс­тавки - всероссийские и региональные. Они проводились уже не только в столичных, но многих губернских городах. Самой зна­чительной выставкой была Всероссийская промышленная и ху­дожественная выставка в Нижнем Новгороде (1896). Выставки художников-передвижников, первая из которых была организова­на в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.

Оценивая то, что было достигнуто в распространении просвещения в обществе в первые пореформенные десятилетия, следует сказать, что развитие сферы народного образования, рост грамотности, рас­ширение возможностей знакомства с книгой, журналом, искусством способствовали формированию нового социально-культурного обли­ка человека. "В 60-х годах, - писал Н-В.Шелгунов, - точно чудом ка­ким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с обще­ственными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об общественных делах". А в середине 80-х годов в газете "Московские церковные ведомости" можно было прочесть: "Наш простой народ стал уже не тем, что был 15-20 лет тому назад. Нисколько не пре­увеличивая, скажем, в особенности про .столицу, что редкий торго­вец, ремесленник, дворник и даже кухарка обходятся без того, чтобы не почитать на досуге, а если не читать, то непременно послушать ... даже крестьянин в селе стал интересоваться тем, что не входит в круг его прямых обязанностей".

И все же нельзя забывать, что этот процесс демократизации культуры встречал на своем пути много препятствий и объектив­ного, и субъективного характера.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!