Культура Возрождения отдельных стран Европы

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Эпоха Возрождения началась в Италии. Примерно в XVI—XVII вв. Возрождение приходит и в другие страны Европы. В каждой стране складываются свои временные рамки, свои особенности развития культуры. В Германии, Испании и Нидерландах, как и в Италии, культуру этого времени определяет живопись. Во Франции и, особенно, в Англии — художественная литература.

На Севере Возрождение не могло быть таким же светлым и ясным, как в Италии. Северные мастера раньше, чем их коллеги итальянцы ощутили противоречия действительности и необходи­мость отразить их в своем творчестве.

Особенно отчетливыми были эти противоречия в Нидерландах. Здесь Средневековье долго оставалось живой и активной силой, и городская культура Нидерландов дала иную форму Ренессанса, нежели итальянские города. Протестом против укоренившихся художественных форм Средневековья стало углубление нидерланд­ской художественной культуры во внутренний мир человека. Мас­теров привлекали не выдающиеся личности, как итальянцев, а психологическая глубина и внутренние, интимные красоты челове­ка самого по себе. Крупнейшими живописцами этой эпохи были Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший.

Ян ван Эйк (1390—1441) предвосхищает культуру северного Возрождения. Для Нидерландов начало XV в.— еще глубокое Сред­невековье. Поэтому в его портретах «Человек с гвоздикой», «Чета Арнольфини» и многих других — с их острой характеристикой индивидуальности, с раскрытием особого психологического склада с наибольшей полнотой утверждаются принципы нового искусства. Именно в портретной живописи оппозиция художников к христи­анскому Средневековью, к канонизированному им условному изо­бражению человека прозвучала особенно сильно.

Иероним Босх (ок. 1450/60—1516) живет в период активной борьбы против католичества, завоевателей-испанцев и феодального строя, в переломный период развития духовной культуры. Его можно считать основателем особого направления в живописи — условного и аллегорического, фантастического и насмешливого. «Босх — первооткрыватель подсознательного»,— утверждал круп­нейший философ XX века Карл Густав Юнг. Босх пишет картины или на религиозные темы — «Несение креста», «Иисус в терновом венке», «Искущение святого Антония» или на аллегорические — триптих «Воз сена», «Поклонение волхвов», «Сад наслаждений» и др. В его творчестве наблюдается новаторски смелый поиск в области колорита.

Питер Брейгель Старший (1525—1569), прозванный «Мужиц­ким», переосмыслив уроки итальянской живописи, создал в XVI в. глубоко национальное искусство, опирающееся на народные тра­диции и фольклор. В его творчестве переплетаются, соединяются юмор и фантастика, гротеск и лирика. Есть в его полотнах и эпическое начало. Пожалуй, самая известная его картина «Слепые», а также серия «Времена года», «Безумная Грета» и др.

Наиболее яркими представителями изобразительного искусства Германии были Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ханс Гольбейн Младший.

Альбрехт Дюрер (1471—1528) — величайший художник немец­кого Возрождения, человек разностороннего образования и талан­тов, «младший брат Леонардо да Винчи», как его иногда называют за широту познаний и деятельности. Он занимался математикой и механикой, теорией фортификации и архитектуры, писал трактаты и стихи, был талантливым живописцем и гениальным графиком. Высшим творческим достижением его была гравюра. В напряжен­но-экспрессивных формах, в фантастических образах он воплотил страдания и надежды передовых людей Германии конца XVI в., ожидание ими всемирно-исторических перемен (серия «Апокалип­сис», состоящая из 18 гравюр). Глубокий социальный смысл имеет лист «Четыре всадника», олицетворяющие мор, войну, голод и смерть. Им дана власть истреблять род человеческий. Под их копытами гибнут люди всех сословий и национальностей. Дюрер оставил серию прекрасных портретов, в том числе и «Автопортрет», «Портрет Эразма Роттердамского» и др.

Лукас Кранах Старший (1472—1553) —живописец и график. В его творчестве новое направление в искусстве выступает в оболочке старого. Художественные принципы Возрождения — реалистич­ность образов, свежесть, поэтичность пейзажа — он сочетает с элементами готической традиции, следуя некоторым образцам сред­невекового искусства.

Кранаха считают одним из основоположников немецкого наци­онального искусства. В его картинах встречаются библейские сю­жеты («Отдых на пути в Египет»), античные («Венера и Амур») и др. Наследие его огромно и большое место занимают в нем портреты, как выдающихся деятелей, так и простых людей.

Ханс Гольбейн (Хольбейн) Младший (1497—1543) известен в истории искусства главным образом как блестящий портретист. Им написан, считающийся одним из лучших, «Портрет Шарля Морет-та», «Портрет Эразма Роттердамского» и др. Сделанные им иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского не были им предназначены для печати, но они оказались столь соответствую­щими литературному источнику, что, как правило, это произведение и сейчас выходит с иллюстрациями Гольбейна. Гольбейн — самый гармоничный из всех представителей немецкого Возрождения.

Французские художники этого периода уступают в блеске мас­терства своим нидерландским и немецким коллегам, однако их произведения имеют свои особенности. В XV в. закладываются основы французской живописной школы. Самым крупным фран­цузским живописцем XV в. был Жан Фуке (ок. 1420— между 1477 и 1481). Он работал во всех видах живописи—в портрете, в миниатюре и в станковых картинах. В портретах Фуке не уступает признанным мастерам других стран. Но его не интересует течение внутренней жизни человека, ее изменчивость. Фуке стремится передать устойчивые, характерные черты модели. Главной областью его творчества была миниатюра, и здесь он достигает высокого мастерства. Фуке первым среди живописцев Западной Европы стал иллюстрировать литературные тексты современников.

Французская скульптура обрела зрелость в творчестве двух ма­стеров XVI в.: Жана Гужона и Жермена Пилона.

Наиболее яркой и своеобразной фигурой испанского Возрож­дения считается Эль Греко (1541—1616). Его настоящее имя Доме-нико Теотокопули. Испанцы прозвали его греком — «Эль Греко» — под этим именем он и вошел в историю искусства. Творчество Эль Греко отражает события, завершающие эпоху Возрождения. Образ человека у испанского художника наделен повышенной одухотво­ренностью, но лишен героического начала, как у художников итальянского Возрождения, под влиянием творчества которых сформировался Эль Греко. Его герои слепо и покорно подчиняются мистическим силам. Религиозные, мифологические, жанровые кар­тины, портреты, пейзажи объединяют необычные приемы изобра­зительного языка художника. Колорит построен на приеме контрастного сопоставления ярких цветов. У героев Эль Греко неестественно вытянутые фигуры, удлиненные бледные лица, судо­рожные жесты, часто изменен масштаб фигур и предметов. Это какой-то ирреальный мир, где стираются грани земли и неба, реального и воображаемого. Так в творчестве художника преломился кризис высоких идеалов Возрождения, пришедших в противоречие с реалиями действительности.

В Англии изобразительное искусство не получило должного развития. Борьба, которая велась между католической и англикан­ской церковью, привела к уничтожению имевшихся в церквах изображений, что не могло создать условия для развития этого вида творческой деятельности. Некоторые успехи отмечены только в живописном портрете благодаря приезду в Англию и активной работе Ханса Гольбейна Младшего. Он написал здесь великолепные реалистические портреты целого поколения англичан, что не могло не повлиять на дальнейшее развитие этого жанра живописи.

В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве воз­никает новое направление — маньеризм (манера, стиль), отличаю­щийся напряженностью образов, изощренной формой, усложнен­ными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля в искусстве следующего исторического периода — барокко.

Архитектура. Во всех европейских странах, прошедших эпоху Возрождения, архитектура образно, конкретно и зримо выразила особенности этой эпохи. При этом в каждой стране — в соответст­вии с особенностями ее исторического развития. Основные харак­терные черты стиля Возрождения, характеризующегося симметрией построения, четкой ритмичностью всех частей здания, расчленени­ем фасадов, поэтажным применением ордерной системы в каждой из стран нашли свое конкретное воплощение.

Во Франции Ренессанс в архитектуре можно разделить на два этапа. Первый—ранний период (1500—1540), второй—зрелый (1540—1570). К наиболее известным памятникам раннего периода относятся замки короля и французской знати (Шамбор, Блуа, Шатобриан и др.):

В период расцвета Ренессанса художественным центром Фран­ции становится Париж, куда из замков в долине реки Луары переносится резиденция короля. Расширяется городское строитель­ство. Самым значительным сооружением этого периода является королевский дворец Лувр, созданный архитектором П. Леско (1515—1578), заложившим основу французского «ренессансного классицизма», который просуществовал до начала XVIII века.

В Испании архитектура Возрождения охватывает все XVI сто­летие. Здесь в результате слияния готического, мавританского и ренессансного архитектурных стилей возник новый — «стиль пла-тереско» (золотых дел мастеров). Он отличался благородством де­кора, орнаментальных мотивов, филигранной техникой обработки фасадов. Центральным памятником платереско является ратуша в Севилье (1534) архитектора Диего де Рианьо.

Во второй половине XVI в. в архитектуре Испании утверждается более строгий, академический стиль, носителем которого стал зод­чий Хуан де Эррера (ок. 1530—1597). Самым крупным его произве­дением, а также выдающимся произведением всей испанской архитектуры Возрождения является королевский замок Эскориал, построенный недалеко от Мадрида в 1563—1584 годах. Это огромный комплекс с дворцом, монастырем, 16-ю внутренними дворами и усыпальницей Филиппа II.

Нидерландское Возрождение в архитектуре охватывает также весь XVI век. Своеобразие стиля здесь было обусловлено следую­щими обстоятельствами: отсутствием собственного античного на­следия, удаленностью от Италии, безусловным преобладанием городской культуры. Здесь возводились в основном городские соо­ружения: ратуши, дома цехов, другие общественные и жилые здания, преобладала кирпичная техника. Главный памятник нидерландско­го Возрождения — ратуша в Антверпене, возведенная в середине XVI в. архитектором К. Флорисом (1514—1575).

В Англию архитектура Возрождения проникает в середине XVI в., на 150 лет позднее, чем в Италию, и проявляется только в декоре, общая же схема сооружений остается готической. И лишь в первой половине XVII в. здесь развивается классическая ренес-сансная форма.

Литература. Большую роль в эпоху Возрождения сыграла лите­ратура. В некоторых странах, например в Англии, и отчасти во Франции именно она отразила и закрепила особенности этого исторического периода.

Крупнейшей фигурой европейского Возрождения был Эразм Роттердамский (1469—1536) — писатель, филолог, философ, бого­слов, автор трудов по педагогике, переводчик с греческого и латыни. Нидерландец, он жил и работал во всех европейских странах, везде находя широкое поле деятельности. Главное его произведение «Похвала Глупости», написанное на латыни в форме хвалебной речи, которую произносит сама себе госпожа Глупость. Речь соот­ветствует всем канонам риторики. В ее построении есть следование традициям и античной пародийной риторики, и средневекового пародийного диспута, и фольклорной «литературы о глупцах». Глупость пропускает перед своим взором всех представителей об­щества — грамматика, философа, богослова, короля и других. Каж­дый из них считает себя мудрецом, а оказывается глупцом, думающим, что он творит что-то важное и нужное, а на деле оказывается — пустое и даже вредное. Ирония позволяет выставить людей в их истинном свете, показать, кто они на самом деле. Чем выше общественное положение человека, тем опаснее его глупость, особенно если он гонится за властью, богатством, славой — этими внешними проявлениями значимости.

Книга написана блестящим ироничным языком. Она заложила основы философского литературного языка, который оказал влия­ние на язык Рабле, Монтеня, Сервантеса.

Об Эразме Роттердамском говорили позднее как о Вольтере XVI века. Ранессансная литература в Германии в силу политической раз­общенности этой страны, также как и в Италии, отразила отсутствие общенациональных задач. Подавляющая часть произведений была написана на латинском языке, что делало их недоступными для многих. Наиболее распространенными жанрами были сатирические диалоги, памфлеты, пародии, комические новеллы («Письма тем­ных людей», «Диалоги» У. фон Гуттена, проповеди Т. Мюнцера, «Фацетии» Г. Бабеля и др.). Эти произведения изображали пороки представителей различных феодальных сословий, невежество и распутство церковников.

Наиболее ярко и полно передовые идеи французского Возрож­дения были воплощены в творчестве Рабле, Ронсара, Дю Белле, Монтеня, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов. Рабле считал искусство одним из средств преобразования общества на новой основе. Ронсар утверждал, что искусство «воспитывает ум и восхищает чувства». Монтень видел в искусстве средство морального воспитания людей.

В противоположность немецкой французская литература отра­зила высокий национальный пафос, возвеличение национального языка. Эти особенности по-своему отразили стремления абсолют­ной монархии к национально-государственному объединению стра­ны. Передовые демократические тенденции нашли выражение в лирике К. Маро, сатирических диалогах и новеллах атеиста и вольнодумца Б. Денерье, в стихах Ж. Белле, П. Ронсара и др. Одной из вершин французской литературы эпохи Ренессанса стало твор­чество Ф. Рабле (1494—1553), послужившее выражением подлинной народности и гуманизма. Рабле поднимал вопросы воспитания народа, его свободного развития, уничтожения феодального гнета. Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — образец народности в литературе французского Возрождения.

Еще больших высот достигла ренессансная литература в Испа­нии. Несмотря на господствовавший здесь феодальный деспотизм, творчеству выдающихся гуманистов эпохи М. Сервантеса (1547— 1616), Лопе де Вега (1562—1635) и др., были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека и богатства народного духа. Образцы такой литературы: роман «Дон Кихот», патриотическая драма «Ну-мансия», «Назидательные новеллы» М. Сервантеса, драмы Лопе де Вега, в особенности «Овечий источник».

В Англии, так же как и в Испании, наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениаль­ного драматурга и поэта В. Шекспира (1564—1616). Его творения отличают непревзойденное мастерство, глубокое знание действи­тельности, высокий гуманизм, широта охвата национальной исто­рии. Творения Шекспира — это вершина литературы эпохи Возрождения. Среди них бессмертные трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло», прекрасные комедии «Укрощение строп­тивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», знаменитые хроники «Ричард III», «Генрих IV», великолепные Сонеты и многие другие произведения.

Передовые гуманистические тенденции прослеживаются также в творчестве других представителей английской литературы: К. Мар-ло, Б. Джонсона, Р. Грина. В это время зарождается английская национальная поэзия (Э. Спенсер) и реалистический роман (Т. Нэш).

Заметным явлением в ренессансной литературе в славянских странах была литература сербско-хорватской городской республики Дубровника (П. Гекторович, И. Гундулич и др.), а также Чехии, особенно в период гуситского движения XV в.

Главное достоинство передовой литературы Возрождения за­ключается в ее обращенности к жизни. Ей присущи целостность в отражении многообразия действительности, раскрытие противоре­чий и резкая критика пороков феодального общества. Этому мно­гогранному содержанию соответствует и разнообразие жанров и форм литературного творчества.

Уже в период Высокого Возрождения европейская литература начала переживать свое перерождение, что впоследствии привело ее к полному упадку. Великие гуманистические идеи, реализм и демократизм стали гибнуть под натиском феодальной реакции. Этому процессу содействовала и Реформация, выступавшая против «язычества» культуры Возрождения, подавляя вольнодумный дух великой литературы эпохи.

Эпоха Возрождения стала временем высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Период XIV—XVI вв. представляет собой самостоятельный этап в духовном развитии Европы, сыгравший важную роль в последую­щем становлении культуры Нового времени. Влияние Ренессанса обнаружилось на всем континенте. В культуре европейских народов появилось много общих черт, свидетельствовавших о зарождении определенной европейской культурной общности. С другой сторо­ны, этой эпохой был заложен фундамент для становления нацио­нальных культур.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!