Культура в эпоху Возрождения и Реформации

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В рамках средневековья оформляется культура  Возрождения (Ренессанс). Само слово «Ренессанс» означал отказ от средневековой культуры и возвращение культуры и искусства греко-римской античности. Ее основные характеристики: антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала в духовной жизни. В сознании  европейца на  первое место в иерархии его ценностей выходят экономический успех, идеи прогресса и равенство возможностей для всех.

Религиозный аскетизм сменился жизнелюбием. Ханжеская строгость уступила место свободе нравов. Самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности. Личность рассматривается в его уникальности и неповторимости (слайд 40). Человек освобождается от авторитарной опеки церкви, и только разум и совесть подсказывают, как следует жить. Интерес представляет жизнь конкретно рядового человека. Так, в трагедиях У. Шекспира впервые после античности происходит анализ низменных и высоких человеческих страстей. Сонеты Петрарки, посвященные обычной женщине Лауре, обессмертили ее имя.

В периодизации эпохи Возрождения принято различать (слайд 41):

  1. Проторенессанс - XIII-XIV вв;
  2. Ранее Возрождение - XV в;
  3. Высокое Возрождение - XVI в.

В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса: от греч. «протос» — «первый»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т. е. не церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, особое влияние на городские дела оказывали несколько богатейших семейств. Они постоянно соперничали друг с другом.

Высокое Возрождение охватывает сравнительно короткий период – от конца XV в. до конца второго десятилетия XVI в. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.

Фундаментальным принципом выступал антропоцентризм как структуро­образующее начало новой системы культуры и точка отсчета в шкале ренессансных ценностей. При формальном сохранении традиционно-христианской интерпрета­ции «великой цепи бытия» в центре мироздания гуманистов истинно творческим началом бытия оказывался не бог, а человек. В этой замене традиционного теоцентризма антропоцентризмом сошлись и пересек­лись все линии гуманистического учения о человеке.

В антропоцентризме проявлялись три специфические черты:

1) «реабилитация» природы и природы самого человека. В итоге это способствовало обожествлению природы и при­знанию человека гармоническим единством телесного и духовного начал;

2) выдвижение на первый план личного и деятельного основа­ния категорий «достоинство» и «добродетель»;

3) радостное мировос­приятие мира, требование полноты жизни – всеми чувствами, всеми способ­ностями, гармония разума и страстей. Гуманисты настойчиво подчер­кивали идею красоты и гармонии мира, достоинства человека;

4) ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени.

Ренессанс представляет собой первую культурную форму регенерации времени, сознательно выражающей идею обновления. Эпоху Ренессанса можно рассматривать как на великую цельную попытку начала исто­рии заново, регенерацию социального вре­мени.

Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подра­жать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени.

Основными чертами культуры Возрождения являются (слайд 42):

- антропоцентризм – человек центр и  высшая цель мироздания;

- гуманизм, т.е. человек высшая ценность;

- вера в разум человека, в его способности познания и объяснения окружающего мира без обращения к Богу;

- выступление против религиозного аскетизма и возрождение античного гедонизма с прославлением удовольствия  и наслаждения от жизни.

- модификация средневековой христианской традиции – не грехопадение и искупление составляет смысл человеческого бытия, а деятельная, активная, трудовая жизнь есть ценность;

- новое отношение к миру, проявившееся в утверждении права человека на счастье в реальном, а не потустороннем мире.

- особое отношение к античности - возрождение античных па­мятников искусства и обращение к античной философии;

Оригинальность, яркая индивидуальность предстают особо значимыми в системе моральных ценностей.. В  работах Н.Макиавелли (1469-1537), Т. Мора (1478-1535), Э. Роттердамского (1469-1536), М. Монтеня (1533-1592) получает отражение социальная, гражданская тематика в нравственной культуре Мишель Монтень предпринял попытку четкого определения многих этических понятий, категорий и ценностей.

Искусство эпохи Воз­рождения представлено деятельностью и творениями Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунелески, Донателло, Ма­заччо, Сандро Боттичинелли, Леонардо да Винчи, Микеланжело Бау­наротти, Рафаэля Санти и многих других выдающихся личностей.

Раскрывая высокую одухотворенность работ деятелей Возрожде­ния важно подчеркнуть, что главной мировоззренческой задачей возрожденцев становится постижение человеком мира, наполненного божественной красотой.

Люди не просто возвращались к культуре античных предков, они смогли по-новому взглянуть на мир и на себя самих. В картинах эпохи Возрождения не просто античные аллегории,  в них есть и свобода,  и трагедия,  и миф. Большим завоеванием эпохи Ренессанса оказалось оттеснение с  позиций  абсолютного  владычества  умами и душами Римской Католической Церкви.

В то же время следует отметить, что охота на еретиков и ведьм, безудержный террор и коллективные психозы, жестокость и моральное ничтожество, страда­ния и обычное скотство являются продуктами Ренессанса. Особенностью эпохи Возрождения было падение нравственности. Вероломство, убийство. Разгул страстей и распущенность. Многие кардиналы поддерживали связь с куртизанкой Империей (представлена в образе Сикстинской мадонны Рафаэля Санти). В Ферраре герцог Альфонс среди белого дня прогуливался голым. Не было разницы между честными женщинами и куртизанками, законными и незаконными детьми.

Эпоха Возрождения вызвала глубокий кризис католицизма, приведший к возникновению в начале XVI века движения Реформации, результатом которого явилось оформление протестантизма. Реформация изменила смысловой мир христианства и зало­жила основы христианской культуры нового типа.

Реформация выступила не только против торговли индульгенциями, но и затронуло основу католицизма: лозунг о возврате к самим истокам христианства, всеобщего равенство людей перед Богом, новое понимание Бога (Бог есть внутренняя сущность человека), пересмотр  обрядов и таинств (из семи таинств остались только два: крещение и причастие, отвечавшие Святому писанию) (слайд 56).

Главными фигурами Реформации стали немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) и французский священник Жан Кальвин (1509-1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мюнцер (1490-1525), представлявший народное крыло Реформации, которое в Нидерландах и Англии привело к буржуазным революциям (слайд 57).

Реформация способствовала процессу появления человека бур­жуазного общества - автономного индивида со свободой нравствен­ного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека.

Основоположники протестантизма М. Лютер и Ж. Кальвин утверждали, что спасение людей находится в их собственных руках. Ответственность за судьбу есть нравственные усилия самого человека. Протестантская этика способствовала духовному освобождению индивида от влияния церкви. В результате человек оставался один на один с богом и его нравственным авторитетом. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог. Это способствует восприятию человека автономным существом. Индивид вправе самостоятельно осуществлять моральный выбор.

Мартин Лютер, доктор богословия и монах августинского монастыря, считал, что вера есть внутреннее состояние человека, спасение человеку даруется непосредственно от Бога. Прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторон­ники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации.

Кардинальным образом изменилось восприятие труда как кары за искупление греха. Самосовершенствование человека увязывалось с трудовой деятельностью. Успех в труде рассматривается как богоизбранность. Профессиональное призвание к конкретному виду деятельность рассматривалось как Божественный призыв. Профессиональное самосовершенствование предстает как моральный долг перед Богом.

Наивысшей моральной ценностью в протестантизме является трудолюбие. Основу пуританской морали составили бережливость и приумножение капитала (получение меньшей прибыли – грех, ибо человек не смог использовать отпущенные Богом ему возможности).

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного уровня расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1528), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), напасавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) - автор остросатирических и работ, последний представитель немецкого Возрождения.

В Швейцарии реформацию возглавил Ульрих Цвингли (1484-531). В 1523 г. он провел церковную реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников, закрыты некоторые монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Кальвин      (1509-1562),     создатель     наиболее     последовательного реформационного движения. Реформация победила в Швейцарии в XVI в., и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы.

Хотя протестантизм не был воспринят повсеместно во всей Европе, и бушевавшие в связи с этим войны поставили ее на грань раскола, оказалось, тем не менее, что глубина внутреннего единства европейцев гораздо больше, чем религиозные противоречия между ними. Установилась новая иерархия ценностей.  Католицизм больше не являлся последней инстанцией среди прибежищ  европейской души.

В завершение рассмотрения вопроса следует отметить, что античное культурное насле­дие приобрело в условиях эпохи Ренессанса огромный практический смысл. Оно в равной степени было необходимо для формулирования элементов нового права и новой политики, новой натурфилософии, новой этики и эстетики. Этот процесс секуляризации знания и мышления привел к утверждению гуманизма как проявление особого интереса к человеческим, земным ценностям. В целом можно сказать, что именно в ренессансной культуре была выработана идея о безграничном могуществе человека, о его неог­раниченных возможностях.

Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отразилось в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и успешно их решали. Во всей идеологической сфере провозглашался новый центр - могучая и прек­расная личность. Идеи и взгляды на мир, характерные для эпохи Возрождения, не утратили своей привлекательности и значимости по сей день.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!